Медиакарта
6:28 | 25 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Деревня Щучье жила, живёт. А жить будет?

Образование в 1929 году в Заводо-уковске лестрансхоза, преобразованного затем в леспромхоз, и решение руководства страны начать строительство железнодорожной ветки Заводоуковск–Тобольск сыграли ключевую роль в появлении в районе населённого пункта Щучье.

 

Заводоуковские краеведы сходятся во мнении, что изначально Щучье возникло как посёлок спецпереселенцев – крепких сельских тружеников, лишённых всего имущества во время коллективизации и сосланных в отдалённые необжитые районы. В отсутствии нормального питания, медицинского обслуживания многие переселенцы, разместившиеся в наспех построенных бараках и землянках, умирали. Выжившие «кулаки» и «подкулачники» составили костяк кадровых рабочих леспромхоза. С момента организации лесозаготовительного предприятия они ручными пилами заготавливали лес, строили дорогу-лежнёвку, по которой брёвна сначала на лошадках, а позднее на машинах круглогодично везли к железнодорожной станции. Деловой хвойный лес отправляли на стройки страны. Берёза для отопления находила сбыт на месте.

В 1936 году НКВД Омской области решил в Щучьем организовать исправительно-трудовую колонию № 4. Осуждённые по уголовным и политическим статьям и  раскулаченные валили лес в полосе отвода будущего линейного сооружения, строили железную дорогу. До Тобольска она так и не дошла из-за непреодолимых болот за Новым Тапом. После прекращения строительства расформировали и колонию в Щучьем.

Ольга Баркова, директор Щучинского  психоневрологического интерната, рассказала, что на базе существовавших бараков, жилых и иных помещений, в которых размещались осуждённые, конвой, персонал и имущество колонии, в конце войны решено было организовать лечебное учреждение. В 1944 году в Щучье начали привозить детей-инвалидов детства из детского дома, что в Верхнем Бору под Тюменью. Сюда же поступали эвакуированные из Поволжья и Ленинграда ребятишки с отклонениями в умственном развитии. И в том же 1944-ом на лечение привозили участников Отечественной войны, получивших ранения в голову.

Дом инвалидов просуществовал вплоть до 1956 года. Часть фронтовиков, вылечившись, разъехалась по просторам СССР. Но оставались больные, кому требовался ежедневный медицинский уход и лечение. Поэтому с 1956 года лечебное учреждение в Щучьем приобрело статус психоневрологического интерната.

Медицинский и обслуживающий персонал тем временем строил жильё зачастую собственными силами. Вокруг интерната разрасталось поселение. В лучшие «застойные» годы население Щучьего достигало 240 человек. В интернате имелось подсобное хозяйство, где держали крупный рогатый скот, лошадей, обеспечивали себя овощами. В деревне работали детский сад и начальная школа, магазин, позднее даже была открыта операционная касса Сбербанка.

В начале нынешнего июля вновь закрылся последний магазин, снабжавший жителей Щучьего товарами первой необходимости. Сегодня ищут подходящего работника на вакантную должность продавца. Операционная касса Сбербанка работает, правда, только три дня в неделю. Дошкольные и школьные учреждения канули в Лету: детишек возят в посёлок Комсомольский...

Как сообщил Евгений Михайлов, глава Тумашовской сельской администрации, сегодня в Щучьем по документам числится две сотни человек, из которых детей дошкольного возраста 16 и 29 школьников. Чуть меньше четырёх десятков жителей деревни – пенсионеры, остальные – люди трудоспособного возраста.

Сегодня многие бывшие сотрудники интерната, вышедшие на пенсию, обзавелись жильём кто в Заводоуковске, кто в Тюмени, как, впрочем, и действующие. Некоторые некогда жилые, но пустующие дома выставлены на продажу. Между тем  вакантных должностей в интернате нет, наоборот, есть список желающих трудиться в учреждении. Многие сотрудники ездят сюда на работу из Заводоуковска, Тумашово и Падуна. Их доставляют на двух автобусах интерната.

Деревня Щучье жива, пока действует психоневрологический интернат. Не будет этого учреждения, скорее всего, не будет и деревни.

Автор: Александр Пономарёв Фото автора