Медиакарта
4:55 | 19 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Фронт трудовой… Была им вся страна!

В Заводоуковском музее хранятся воспоминания тружеников тыла. Есть среди них рассказы тех,  кто в годы войны работал на авиазаво­де № 499 –самом большом пред­приятии СССР, строившем планёры.

Осенью 1941 года тринадцатилетний за­водоуковский парнишка Саша Кушнарёв ходил в пятый класс. Он стал свидетелем того, как из колмаковской мельницы вы­возили жернова, сита, другие механизмы, чтобы переоборудовать её под столярный цех эвакуируемого в Заводоуковск авиаза­вода, не подозревая, что ему самому при­дётся поработать на этом предприятии.

Война заставила Сашу бросить учёбу. С 15 лет он трудился в Падунскомпромсов­хозе. Но мечта устроиться на оборонный завод не покидала его: там на рабочую кар­точку выдавали 800 граммов хлеба в день – в два раза больше, чем в совхозе. И был этот хлеб без отрубей и примеси картош­ки. А раз в месяц полагались ещё два ки­лограмма муки, чай, немного сливочного масла – настоящее богатство!

– В конце 1943 года я упросил началь­ника цеха Съестова взять меня на авиа­завод, – вспоминал ветеран. – Я получил верстак и инструменты, рядом работали сверстники: слева – Владимир Лесечко, справа – Вениамин Просеков. Подрост­ки составляли основной костяк коллекти­ва. Обучались на ходу, через полмесяца из сельского паренька получался умелый рабочий. Наставниками нашими были эва­куированные из Воронежа авиастроители.

Смена длилась 12-14 часов с редкими выходными. Часто спали прямо на полу на стружках. Скажет мастер: «Ребята, отдо­хните», а через полчаса-час поднимает, и снова за работу. Многим парням и девча­там, живущим в окрестных деревнях, воз­вращаться вечерами домой было не с руки – только доберёшься, а уже обратно пора. Хотя, к примеру, Михаил Плюхин каждый день ходил в свою деревню Плюхину: де­сяток километров пешком в любую погоду!

Но и работали подростки по-стахановски. Так, столяры братья Сатюковы выполняли норму на 1 200 % без малейшего брака.

А нормы росли год от года: авиазавод сначала выпускал 20, потом 30, а в по­следние месяцы 40 планёров. Требова­лось их много. Ведь крылатые машины, по сути, были одноразовыми, и даже спе­циально изготовлялись так, чтобы после приземления их можно было сжечь за 15 минут. Делали эти летательные аппараты для доставки грузов десантникам и парти­занам. В зависимости от предназначения в планёр помещались сиденья для бой­цов, летящих в тыл врага, или цистерны для горючего.

Конструктором, разрабатывавшим все аппараты авиазавода № 499, и одновре­менно директором предприятия был Алек­сандр Москалёв. Его в посёлке знали все. Кожаная куртка, лётный шлем с неизмен­но поднятым одним ухом, энергичная по­ходка. Слово его было законом для всех работников.

А ещё очень уважали молодые рабочие заводских лётчиков-испытателей.

– Перед сдачей готовой машины каждый планёр обязательно облётывали, – вспо­минал Александр Кушнарёв. – Прежде, чем везти его на аэродром, снимали кры­лья. Полуторка тащила за собой фюзеляж на дутиках-шасси, а на лётном поле кры­лья за час ставили на место. Самолёт У-2 поднимал в воздух то один, а то сразу два аппарата. Их в свободном полёте пилоты и испытывали. Как нам хотелось оказать­ся на их месте! Передовикам производ­ства это иногда удавалось – лучших ра­бочих премировали полётом на планёре.

Последний летательный аппарат был изготовлен в Заводоуковске в феврале 1945 года. Дело шло к победе, надобность в планёрах отпала.

– В марте нам сказали: завод вместе с рабочими будет переведён в Ленинград. Время было военное, приказы никто не об­суждал. Закипела работа по сбору в дорогу станков, оборудования. В столярном цехе сколотили каждому из рабочих по фанер­ному чемодану. Через три дня первый эше­лон из двух десятков вагонов повёз меня в Ленинград. Я работал в Северной столи­це три года вместе со своим двоюродным братом Исааком Кушнарёвым, соседями Володей Лесечко и Иосифом Яковлевым.

До последних дней жизни вспоминал Александр Маркович эти годы и свою при­частность к великому делу – делу Победы!

Для справки: авиазавод № 499 был об­разован в Заводоуковске 21 октября 1941 года на базе эвакуированных мощностей Воронежского завода № 18, Московского ОКБ П. И. Гроховского и Тушинского планёр­ного завода. До весны 1945 года на пред­приятии было выпущено более тысячи пла­нёров из 1 900, произведённых в СССР в годы Великой Отечественной войны. Здесь получили путёвку в небо 405 учебных пла­нёров А-2 и 615 десантных А-7 и АМ-14.

Автор: Татьяна ВОЕВОДИНА, экскурсовод краеведческого музея Фото из фо
Теги: музей