В Заводоуковском музее хранятся воспоминания тружеников тыла. Есть среди них рассказы тех, кто в годы войны работал на авиазаводе № 499 –самом большом предприятии СССР, строившем планёры.
Осенью 1941 года тринадцатилетний заводоуковский парнишка Саша Кушнарёв ходил в пятый класс. Он стал свидетелем того, как из колмаковской мельницы вывозили жернова, сита, другие механизмы, чтобы переоборудовать её под столярный цех эвакуируемого в Заводоуковск авиазавода, не подозревая, что ему самому придётся поработать на этом предприятии.
Война заставила Сашу бросить учёбу. С 15 лет он трудился в Падунскомпромсовхозе. Но мечта устроиться на оборонный завод не покидала его: там на рабочую карточку выдавали 800 граммов хлеба в день – в два раза больше, чем в совхозе. И был этот хлеб без отрубей и примеси картошки. А раз в месяц полагались ещё два килограмма муки, чай, немного сливочного масла – настоящее богатство!
– В конце 1943 года я упросил начальника цеха Съестова взять меня на авиазавод, – вспоминал ветеран. – Я получил верстак и инструменты, рядом работали сверстники: слева – Владимир Лесечко, справа – Вениамин Просеков. Подростки составляли основной костяк коллектива. Обучались на ходу, через полмесяца из сельского паренька получался умелый рабочий. Наставниками нашими были эвакуированные из Воронежа авиастроители.
Смена длилась 12-14 часов с редкими выходными. Часто спали прямо на полу на стружках. Скажет мастер: «Ребята, отдохните», а через полчаса-час поднимает, и снова за работу. Многим парням и девчатам, живущим в окрестных деревнях, возвращаться вечерами домой было не с руки – только доберёшься, а уже обратно пора. Хотя, к примеру, Михаил Плюхин каждый день ходил в свою деревню Плюхину: десяток километров пешком в любую погоду!
Но и работали подростки по-стахановски. Так, столяры братья Сатюковы выполняли норму на 1 200 % без малейшего брака.
А нормы росли год от года: авиазавод сначала выпускал 20, потом 30, а в последние месяцы 40 планёров. Требовалось их много. Ведь крылатые машины, по сути, были одноразовыми, и даже специально изготовлялись так, чтобы после приземления их можно было сжечь за 15 минут. Делали эти летательные аппараты для доставки грузов десантникам и партизанам. В зависимости от предназначения в планёр помещались сиденья для бойцов, летящих в тыл врага, или цистерны для горючего.
Конструктором, разрабатывавшим все аппараты авиазавода № 499, и одновременно директором предприятия был Александр Москалёв. Его в посёлке знали все. Кожаная куртка, лётный шлем с неизменно поднятым одним ухом, энергичная походка. Слово его было законом для всех работников.
А ещё очень уважали молодые рабочие заводских лётчиков-испытателей.
– Перед сдачей готовой машины каждый планёр обязательно облётывали, – вспоминал Александр Кушнарёв. – Прежде, чем везти его на аэродром, снимали крылья. Полуторка тащила за собой фюзеляж на дутиках-шасси, а на лётном поле крылья за час ставили на место. Самолёт У-2 поднимал в воздух то один, а то сразу два аппарата. Их в свободном полёте пилоты и испытывали. Как нам хотелось оказаться на их месте! Передовикам производства это иногда удавалось – лучших рабочих премировали полётом на планёре.
Последний летательный аппарат был изготовлен в Заводоуковске в феврале 1945 года. Дело шло к победе, надобность в планёрах отпала.
– В марте нам сказали: завод вместе с рабочими будет переведён в Ленинград. Время было военное, приказы никто не обсуждал. Закипела работа по сбору в дорогу станков, оборудования. В столярном цехе сколотили каждому из рабочих по фанерному чемодану. Через три дня первый эшелон из двух десятков вагонов повёз меня в Ленинград. Я работал в Северной столице три года вместе со своим двоюродным братом Исааком Кушнарёвым, соседями Володей Лесечко и Иосифом Яковлевым.
До последних дней жизни вспоминал Александр Маркович эти годы и свою причастность к великому делу – делу Победы!
Для справки: авиазавод № 499 был образован в Заводоуковске 21 октября 1941 года на базе эвакуированных мощностей Воронежского завода № 18, Московского ОКБ П. И. Гроховского и Тушинского планёрного завода. До весны 1945 года на предприятии было выпущено более тысячи планёров из 1 900, произведённых в СССР в годы Великой Отечественной войны. Здесь получили путёвку в небо 405 учебных планёров А-2 и 615 десантных А-7 и АМ-14.