Основатели предприятия Георгий, Максим и Евгений Мезенины переехали к нам из Сургута в 2012 году.
Предприятие по выпуску вездеходов марки «Хищник» обосновалось в Бизино. Часть земель вместе с производственной базой Мезенины выкупили в собственность, часть оформили в аренду с правом последующего выкупа. Производственная база им, правда, досталась в полуразрушенном состоянии, но, как говорится, глаза боятся, руки делают. Процентов 70 пришлось восстанавливать. Сегодня цеха «МЕГ-ВЕСТа» пригодны для эксплуатации. Трудится здесь порядка 50 человек. Работают сдельно, а потому каждый работник заинтересован в результате своего труда.
«Хищник» – товар штучный, в основном выпускаемый под заказ. А у каждого заказчика свои требования — зависит от того, для каких целей приобретается техника. И к внешнему дизайну у заказчиков разные пожелания. И все их производитель старается учесть.
Что такое «Хищник» в работе, я узнала лично, побывав в экспедиции, испытывающей вездеходы на прочность. Мы проделали путь летом по зимнику, где нарушено естественное травянистое покрытие, по агрессивному болоту до села Лайтамак. Это было незабываемое путешествие, полное ярких впечатлений. Тогда я с коллегами-телевизионщиками ехала на трёхосном «Хищнике» с экипажем Максима и Георгия Мезениных. И за долгую дорогу мы с ними сдружились. А младший Евгений управлял двухосным вездеходом, так что познакомиться с ним почти не удалось.
Но это упущение мы исправили. В настоящее время все работники предприятия находятся в корпоративном отпуске, в том числе и руководство. Никуда не уехал лишь инженер-конструктор Евгений Мезенин, который согласился посетить редакцию.
Евгений ещё в детском саду увлекался конструкторами, дело даже до фанатизма доходило. А лет в 11 стал полноценным участником, вместе с отцом и старшим братом, процесса по изготовлению вездеходов (сначала в качестве подручного, а с какого-то момента к его мнению стали прислушиваться). Высшее образование он получил в Тюменском нефтегазовом университете (институте транспорта) по специальности «Сервис спецтехники».
– Ключевая особенность наших вездеходов – это простота конструкции по сравнению с аналогами. Импортная техника с гидравликой удобная, комфортная, но до первого ремонта. Владелец импортного вездехода сталкивается с рядом проблем. Запчасти достать не просто, да и цена на них такая, что невольно задумаешься – ремонтировать или приобрести новую технику. К нашим же «Хищникам» подходят запчасти отечественного производства, которые есть в свободной продаже. А поломки неизбежны, так как условия эксплуатации вездеходов, как правило, суровые, да и человеческий фактор сказывается, – делится своими мыслями Евгений Мезенин.
Приобретают машины, рождённые на тобольской земле, как в личное пользование любители охоты, рыбалки, так и для производственных целей – для заброски рабочих, грузов в труднодоступные места. Основная функция «Хищников» – это грузоперевозки на дальние расстояния. Техника эта отличается высокой грузоподъёмностью. При этом сохраняются и скоростные характеристики, и проходимость. «Хищник» спокойно преодолевает, казалось бы, непроходимые поверхности, оставляя лёгкий след, там, где человек уйдёт сразу по грудь, а то и с головой.
Тобольские вездеходы бороздят просторы Тюменского Севера, Магадана, Чукотки, Камчатки. Жители Заболотья, для которых вездеход мог бы стать незаменимым помощником, связующей нитью с большой землёй, пока не могут себе позволить приобрести эту технику, стоимость которой варьируется от 3,5 до 5 миллионов рублей. По словам Евгения Мезенина, они ищут пути удешевления конструкции, чтобы она была более доступна для людей.
В настоящее время на предприятии выпускается около десяти моделей. Каждая новая модель рождается в спорах, бесконечных поправках в чертежах, в экспериментальной сборке и тест-драйве. Бывает и такое, что она себя не оправдывает и идёт на металлолом. Но чаще разработчики попадают в точку, и новой модели даётся жизнь. Самая большая статья расходов в «МЕГ-ВЕСТе» – это новые разработки. «Чтобы находиться в тренде и быть востребованными, шагая в ногу со временем, мы должны развиваться», – рассуждает наш собеседник.