Гонения на Русскую православную церковь не прошли бесследно
Историческая православная Россия… Это, прежде всего, красивые, величественные белокаменные храмы на природных возвышенностях. Это не менее изящные деревянные сельские церкви, очертания которых раньше были видны путникам ещё издалека. Это добрые традиции, обычаи, праздники. И, конечно, следовавшие им набожные, религиозные люди, относившиеся к вере с искренностью и преданностью, ходившие в храм не для того, чтобы о чём-то попросить Бога, а потому, что этого требовали их души для внутренней гармонии. Так легче дышалось, веселее работалось, увереннее жилось…
Время идёт, всё вокруг меняется, и менталитет русских людей в том числе. Сегодня, говоря и рассуждая об уникальности и самобытности русской цивилизации, об её истории и культуре, очевидно, что фундаментом всегда была православная церковь и … деревня. Именно на нём тысячу лет строилось и укреплялось государство, достигая своего величия, расцветая и преумножая силы. За каких-то сто лет картина коренным образом изменилась. Ни для кого не секрет, что традиционная русская деревня уже не та, а для православия среди повседневной суеты в жизни людей остаётся всё меньше места.
В последние годы общество задаётся многими вопросами. Куда делись нравственные люди? Почему исконные христианские праздники, которые объединяли, сплачивали людей, больше никто не празднует с былым размахом? Отчего верующие скрывают свою религиозность? Почему так обособленно, недружно стал жить в деревнях народ? На эти вопросы история даёт простые ответы…
С чего всё началось?
Двадцатый век оказался для православия на русской земле переломным моментом. С приходом советской власти веру целенаправленно уничтожали во всех её проявлениях. От рук большевиков гибли священники, храмы разрушали, иконы топтали, выбрасывали, ломали, произошло отделение церкви от государства. Летом 1918 года в Екатеринбурге была убита Царская Семья: последний российский император Николай II, его супруга Александра Фёдоровна и их пятеро детей. Их убили как символ православной России. В ходе гонений на Церковь окраины страны покрылись многочисленными концентрационными лагерями. Одним из наиболее известных является Соловецкий лагерь особого назначения, который стал местом ссылки и гибели сотен людей, среди которых были лучшие представители русского духовенства, интеллигенции, крестьянства. Кроме того, над верующими людьми смеялись и заставляли отказываться от христианства – той веры, которой жили все их поколения. «Все» - это сказано без преувеличения. Православие на протяжении 900 лет воспитывало русских людей.
Статистика говорит, что со времён революции к 1939 году по всей стране оставалось незакрытыми около 100 храмов из 60 000 действующих в 1917-ом. Параллельно, за эти же сто лет (с 1917 года) мы потеряли 900 тысяч сел и деревень, каждая из которых была со своими особенностями и неповторимым укладом. Всё оказалось взаимосвязано. Нечто оригинальное, создававшееся веками, было потеряно навсегда.
Церковнослужители уверены, что, уничтожая духовенство, большевики вместе с ним «извели» самый распространённый в те годы тип россиян – честных, порядочных людей. Ведь быть религиозным человеком, значит, быть верным своим традициям, доброжелательным, справедливым. Согласно статистике, более ста миллионов православных верующих подверглись притеснениям – от издевательств до расстрела. В то время оставшимся таковым создали условия, при которых сложно было оставаться самим собой.
Другими словами, советская власть с первых дней своего существования поставила задачу — полное уничтожение православия. А вместе с ним, как оказалось, и национального самосознания русского народа, его жизненного ориентира. И это продолжалось более 70 лет!
История не знает случаев таких длительных гонений на церковь, как в России в двадцатом веке.
И Сибирь гонения не обошли
Чтобы найти подтверждение вышесказанной информации, не нужно «далеко ходить». Достаточно просто спросить об этом земляков и родных, возраст которых от 80 лет и выше. Все они знают не понаслышке о том, как губилось православие на русской земле, потому что сами стали свидетелями тех событий. А поколение моложе может рассказать о том, как в бывших зданиях церквей показывали кинофильмы, хранили зерно…
Моя бабушка, Анна Дмитриевна, родилась в 1935 году и уже не застала того времени, когда небольшие сибирские деревушки берегли храмы. Но в людях вера ещё не была до конца убита, и многие по-прежнему тайком молились дома. В деревне Базарихе, откуда она родом, тоже была церковь. Она отчётливо помнит большую по тем меркам церковную ограду, в которой играла вместе с деревенскими ребятишками. Помнит и два холмика в ней. После войны они сравнялись с землёй…
-- Деревянная церква стояла в начале улицы Советской, на бугре, - говорит она. - Большевики её сломали и перестроили под клуб, собрания колхозные в ней проводили, сцену сделали. Местами церковь изнутри была обшита голубой клеёнкой. А вон там, в стороне, были поп с попадьёй схоронены, их убили за веру.
Историю храма бабушка не знала. Узнала я о ней только несколько лет назад, из православной энциклопедии «Древо» в Интернете. Оказывается, это был однопрестольный храм, и воздвигли его в честь святителя Феодосия Черниговского Чудотворца. Он был заложен 14 сентября 1908 года, а возведён прихожанами в 1911 году. Числился как приписной к Никольскому храму в с. Озерное. 12 октября 1910 года при нём открыли церковноприходскую школу. А в 1913 году его освятили. С 1917 года в Базарихе действовал самостоятельный приход в ведении Тобольской кафедры. В состав прихода входило более 7 соседних деревень. Настоятелями храма были Александр Тронин (упомянут в 1917 г.), Михаил Макаров (август 1917 г. – сентябрь 1918 г.), Феодор Захаров (июнь 1919 г. – октябрь 1919 г.).
По официальным данным, с 1929 по 1935 год здание церкви для исполнения религиозных обрядов не использовалось. 11 марта 1935 года Базарихинский Феодосиевский храм передали под культурное учреждение. И тут уместно добавить несколько символических строк. Только спустя почти 200 лет (!) с момента основания деревни жители добились появления собственного храма. Как, казалось бы, долго ждали! В Озерное храм появился в 1854 году. Больше 50 лет ходили пешком туда молиться, более чем за 10 километров. Дождались же всё-таки. Наверное, это было радостное событие. Но утратили храм уже спустя 20 лет (!).
До 60-ых годов помещение церкви использовалось как клуб. В 1967 году клуб построили новый, двухэтажный, но уже на другой улице. Позже на церковной земле обустроили хозяйственный магазин. Со временем и его снесли. А сейчас на этом периметре, на правой стороне бугра, уже ничего не напоминает о его былом назначении. Густые заросли крапивы начинаются через несколько метров от дороги, и где там могилы священников – не разобрать. Одиноко смотрит пустырь вокруг: «одним глазом» - на другую сторону бугра – туда, где деревенское кладбище, «вторым» - на деревню… И церкви нет, и Советской власти нет (ради чего, собственно, всё и рушилось), и колхозов не стало, да и населения в деревне становится всё меньше год от года. Грустно, ему, наверное, делается за людей: старый уклад потеряли и новые устои надолго не прижились…
Участь Базарихинского Феодосиевского храма в те годы разделили и другие храмы Викуловского района: Вознесения в Чуртане, Михаило-Архангельский в Малахово, трёхпридельный в Балаганах, Никольский в Ермаках, Христорождественский в Каргалах, Свято-Троицкий в Викулово, Вознесения в Калинино, Никольский в Озерное, Петропавловский в Рябово… Жители до сих пор с волнением в голосе рассказывают, как на их глазах падали с высоких звонниц массивные колокола… Теперь от величественных храмов с богатой историей не осталось и следа – только тихие пустыри, заросшие бурьяном. А где-то, как на месте Никольского храма в Ермаках, даже трава не растёт. Восстановить же, кстати, удалось только один храм из всех – Викуловский.
Шаги навстречу
История показывает, что уже в те годы Советское руководство вынуждено было признать: уничтожение Русской православной церкви было всё-таки ошибочным. Государственная церковная политика начала меняться с началом второй Мировой войны и во время Великой Отечественной войны (1941-1945 годы). Эти первые шаги стали следствием общенародной трагедии, очевидно, что к нему подтолкнула именно война. У церкви есть сильное оружие, неведомое другим – молитва, и это самое оружие для победы в войне было необходимо.
Известно, что первый молебен «о даровании победы» отслужил Патриарший Местоблюститель митрополит Сергий в Богоявленском Соборе. С этого времени в храмах Московской Патриархии повсеместно читали эту молитву, написанную архиепископом Августином (Виноградовским) в Отечественную войну 1812 года. Однако, аресты священников продолжались даже в послевоенный период. Массовое освобождение из лагерей и ссылок репрессированных священнослужителей и мирян произошло только в 1955-1957 годах. Но через два года началось новое хрущёвское гонение. Тогда закрыли более половины церквей, действующих в 1953 году.
А в результате…
После такого затяжного периода была потеряна теперь уже невосполнимая часть православной России. Выросли новые поколения. Да, возрождаются храмы. Да, строятся новые. Да, люди в последние годы всё чаще стали ходить в церковь. Но это уже другое. Священники говорят: «Современное государство – уже не верующая царская страна, но и не Советский Союз, отрицавший традиционную религию. Это нечто третье, промежуточное».
Большинство современных прихожан так и не стали по-настоящему религиозными. Настоятели отмечают, что добрая половина россиян, считающих себя верующими, не имеют самого элементарного опыта духовной жизни. По мнению таких людей, чтобы получить желаемое, достаточно просто постоять под иконой и о чём-то попросить Бога, при этом ничего не делая для воспитания самого себя.
И хотя к 60-ым годам прошлого века гонения на церковь осуществлялись уже только идеологически – вплоть до «перестройки», остаётся только представить, какой ценой православие выстояло.
Тысячи простых сельских священников, погибших за веру и доброту, видятся нам теперь примером мужества и терпения. Теперь нам остаётся только извлекать из прошлого уроки, чтобы не повторять прежних ошибок, и беречь то, что осталось…
Фото автора