Медиакарта
20:03 | 23 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

От моста Влюблённых вдоль реки Туры…

От моста Влюблённых вдоль реки Туры…
17:38 | 26 ноября 2010
Источник:

Введён в эксплуатацию первый пусковой комплекс тюменской набережной

Людмила ГУРЕУ

Тимофей ГЕРАСИМОВ (фото)

Этому событию 23 ноября была посвящена пресс-конференция в Главном управлении строительства и ЖКХ. В актовом зале ГУСа собрались все, кто реализует этот проект, – строители, проектировщики, архитекторы, скульпторы, художники.

– Ансамбль такого масштаба формируется и строится не один десяток лет. Это уникальный проект, каких в России мало, – отметил главный архитектор ТПО «Екатеринбургский художественный фонд» Александр Медведев.

О том, что пора спасать правый берег реки Туры от размыва, областная и городская власти задумались ещё лет пятнадцать назад. Говорят, и деньги выделяли, но работы не были начаты. И только в 2006 году, уже при новом губернаторе и главе Тюмени, появилось проектное решение; его дважды рассмотрел координационный совет. В 2007-м на высоком берегу Туры началось бурное строительство. Этой осенью первый пусковой комплекс набережной, а точнее второй, третий и четвертый участки, введены в эксплуатацию. Рабочее его название – «Исторический».

Теперь горожане без проблем могут прогуляться по набережной – от моста Влюбленных до улицы Семакова. Раньше проблемы были – например, чтобы сделать памятный снимок, женихи и невесты в день бракосочетания перелезали через забор, которым была обнесена стройка. Готовы были дать деньги строителям – лишь бы не мешали фотографироваться. А когда набережная оделась в гранит, никакие преграды уже не могли остановить любопытный народ. Тогда строители решили забор убрать. К тому времени сооружение набережной далеко продвинулось. Строится уже вторая очередь. В планах этого года «дойти с отделкой до улицы Семакова, в планах следующего – до моста на улице Челюскинцев. Дальше строители набережной будут двигаться к Свято-Ильинскому монастырю, затем возвратятся назад – к городскому причалу, Троицкому монастырю. Строительство набережной продлится ещё года четыре. Всего на реализацию проекта отведено 126 месяцев», сообщил начальник управления градостроительной политики ГУС и ЖКХ ТО Александр Малышкин.

На пресс-конференции он снова упомянул о проблемах. Но на этот раз они связаны «с оформлением объекта в собственность, передачей и постановкой на учет. Только после этого туда зайдут эксплуатирующие организации. Начнется процесс мытья, чистки, охраны…». Охрана нужна в первую очередь. Пятнадцатого октября на тюменской набережной были установлены скульптурные композиции из бронзы, посвященные истории города. Лица узнаваемые – мореплаватель Витус Беринг, картограф Семен Ремезов… Это работы известных ижевских скульпторов Александра Суворова и Дмитрия Постникова. В целом над решением творческих задач трудилось десять авторов, в том числе тюменцы Геннадий Вострецов, Владимир Шарапов, Владимир Золотухин.

…Но недолго Семен Ульянович Ремезов держал в руках бронзовое перо. Выломали-украли вандалы. Неизвестно, как они поведут себя завтра. Даже страшно становится. Объект дорогостоящий. Это сложное гидротехническое сооружение – сколько инженерных коммуникаций упрятано в «тело» набережной! Богатая внешняя отделка. Скульптуры, фонари… Огромные бюджетные деньги вложены. Правда, сколько – чиновники наотрез отказались назвать, как журналисты ни допытывались. Всё тайное рано или поздно становится явным, а пока этот вопрос порождает массу домыслов. А надо ли это? Но продолжу «вандальную» тему. Устроители набережной хотят, чтобы тюменцы поняли (особенно те, кто склонен к порче общественного имущества. – Авт.): набережная построена для них. Она не только укрепила берег, обезопасив его от обрушения – рядом дома и дороги, но и является ещё одной городской площадкой для отдыха. Красивое место, в которое вложен труд сотен строителей, монтажников, дизайнеров, скульпторов, художников. Такой уголок надо беречь.

Журналисты «ТП» не раз освещали строительство набережной. Представитель генподрядной организации – ЗАО «Строймонтаж» – рассказал:

– Расчеты этого проекта сделаны с учетом повышения Туры во время паводка. Строить очень трудно, учитывая, что сооружение объекта велось из воды, к тому же уровень вхождения вешних вод составляет почти тринадцать метров. Берег первой очереди набережной (это пятьсот метров) укреплен железобетонной подпорной стенкой на буронабивных сваях. По всему склону заложена дренажная система для сбора и отвода грунтовых и поверхностных вод. Набережная имеет четыре уровня прогулочных зон с пятью спусками, в том числе для маломобильной категории населения. Нижний уровень и лестничные спуски набережной выполнены в граните. Нижний парапет имеет систему подсветки, а нижний откос оформлен рельефами в виде волн.

По словам проектировщиков и изыскателей, сложность строительства заключается в больших перепадах по отметкам, что повлияло на выбор архитектуры сооружения. Много отсыпано грунта. Протяженность всей набережной – 3,5 километра, в целом под строительные и монтажные работы отведено 47 гектаров.

В тюменскую набережную вдохнули жизнь специалисты ООО «Архитектурно-инженерная группа «ИСТ», ЗАО «Гилан» и «Мостоотряда-36» (субподрядчики), Тюменской областной организации «Союз художников России», фонда скульпторов России «Единение» (г. Пермь), Екатеринбургского художественного фонда. Заказчиком выступает ГБУ ТО «Управление капитального строительства» (г. Тюмень). Работу курирует Главное управление строительства и ЖКХ Тюменской области.

На пресс-конференции заместитель начальника управления градостроительной политики ГУС и ЖКХ ТО Валерий Кулачковский отметил:

– В реализации проекта шли от конкретных задач. Первое – остановить эрозию правого берега – это проблема всех рек, текущих на север. С этой целью и было выполнено берегоукрепление. Второе – необходимо было организовать пешеходные потоки так, чтобы люди могли нормально спуститься с улицы Республики к воде. А здесь и мамы с колясками, и пенсионеры, и инвалиды. Эта задача выполнена. Замечу, наша набережная – одна из редких, потому что берег очень высокий.

Руководитель ООО «Архитектурно-инженерная группа «ИСТ» Илфат Минулин добавил:

– И сохранили всю красоту природного ландшафта.

Концепции исторического оформления («от зарождения жизни на земле до смены эпох») комплекса набережной на пресс-конференции было уделено немало внимания – разумеется, авторы отстаивали её. К слову, об этом до сих пор спорят в кругах тюменской общественности. А родился замысел в «недрах» Главного управления строительства, художники «работали по четкому заданию». Обсуждать концепцию можно бесконечно, это не застывшая форма, она развивается и сегодня. Но хорошо в ней то, что «здесь важна не только художественная сторона, но и познавательная, воспитательная», сказал Валерий Кулачковский. «Придет человек на набережную, увидит эти скульптурные композиции и, наверняка, захочет больше узнать об истории родного края».