Этот населённый пункт расположен в живописном месте района: берёзовые колки, поля, цепочка прудов. Тихий, спокойный, девственный уголок, мечта рыбака! И не только.
У околицы встречает меня один из них – местный житель Василий Блинов. Завидев приезжего, сразу предлагает ведёрко карасей – не на продажу, просто так. В свежей рыбе его семья недостатка не испытывает. В гостеприимном доме супругов Блиновых вспоминаем историю посёлка. Василий Владимирович и его жена Елена Александровна хорошо помнят Зерновой 1960-х – здесь прошло их детство и юность… Рассказывают, что их отцы работали механизаторами четвёртого отделения падунского совхоза. Мои собеседники соглашаются с предположением, что основан Зерновой был, скорее всего, в те же 1920-е годы, что и остальные номерные тогда отделения промсовхоза – ныне это посёлки Урожайный, Степной, Речной. В те далёкие годы поставили здесь переселенцы первые дома, перевезённые из Семеново, Марково, с Уковского разъезда.
Когда в 50-е – 60-е годы минувшего века по России прокатилась волна укрупнения сельхозпредприятий, на территории каждого сельсовета осталось по одному хозяйству. Так и оказался Зерновой в составе вновь образованного в Старой Заимке совхоза-треста «Свинпром». В 1972 году совхоз переименовали в честь 50-летия СССР. Рассказывая о Зерновом того времени, супруги Блиновы оживляются, вспоминают, что проживала тогда в посёлке добрая сотня жителей. Были клуб, школа, детский сад, столовая, машинно-тракторная мастерская, зерноток, свиноферма, конюшня. Лучшим для Зернового называют годы, когда возглавлял совхоз имени 50-летия СССР Анатолий Петров. Тогда в посёлок приехало много молодёжи, появилась улица Новая из щитовых домов. И всё равно в страду рабочих рук не хватало – на посевную и уборочную приезжали учащиеся Заводоуковского техникума.
Зарплата у сельских тружеников в советские годы была достойной, да и руки приложить было куда – Василий работал механизатором и киномехаником, Елена – поваром и техничкой. Всячески содействовал директор совхоза развитию личных подсобных хозяйств – обеспечивал рабочих поросятами, кормами. Супруги Блиновы держали коров, овец, кур. Свиней откармливали и для себя, и для хозяйства.
А как весело было в то время в посёлке, хоть и проблем хватало. Местом всеобщего притяжения был клуб, где устраивали танцы и киносеансы. Кстати, в сельском очаге культуры и присмотрел Василий себе будущую супругу. Когда в 1985 году Василий и Елена ехали расписываться в районный ЗАГС, «жигулёнок» с новобрачными пришлось тащить трактором – дороги всегда были головной болью местных жителей.
В 1990-е в период всеобщего упадка на историческую родину уехали немцы, проживавшие в Зерновом. А ведь когда-то их было в посёлке очень много. В далёком 1941 году высланные с Поволжья семьи Гильдерман, Бенц, Вайсбек, Байзель и многие другие стали рыть землянки по берегу местного пруда. За полвека немцы обосновались, обустроились на сибирской земле, а сейчас вот и фамилии их старожилы с трудом вспоминают. Со временем закрыли школу, потом ФАП, а в начале 2000-х и клуб. Жители Зернового стали невольными участниками всех перипетий судьбы сельхозпредприятия, именовавшегося то госхозом «Русь», то кооперативом Старозаимский, то ОАО «Новозаимский свинокомплекс». Сейчас это ООО «Согласие», где и работают многие сельчане.
Три года назад Зерновой вошёл в состав Падунской сельской администрации. Местные жители восприняли это с облегчением: раньше за теми же справками в Старую Заимку приходилось через Заводоуковск ездить, а в настоящее время автобус в Падун ходит напрямую.
Глава Падунской сельской администрации Алексей Рыкованов говорит, что прописано сейчас в Зерновом 63 человека. Но это на бумаге. По факту цифру нужно на два делить – разъехались сельчане по городам и весям. Треть населения составляют пенсионеры, треть – люди трудоспособного возраста, треть – дети. Кстати, из десятка поселковых ребятишек семеро – внуки Василия и Елены Блиновых от сына и дочери.
А дочь Блиновых, Надежда, встретила меня за прилавком магазина, куда я зашёл узнать, как сегодня живут сельчане. Кстати, магазин стал теперь центром сосредоточения поселковой жизни, а Надежда к тому же лицо официальное – местный староста.
– Что волнует моих земляков? Да житейские проблемы: чтобы в огороде картошка уродилась, чтобы заработала водоразборная колонка, чтобы светили уличные фонари да проложили, наконец, несчастные два километра асфальта до Зернового, – говорит Надежда Васильевна.
Немного оживился посёлок, когда поселился здесь инициативный армянин – Арташес Тадевосян. Он развёл рыбу в пруду, и потянулся отовсюду народ на рыбалку. Сын его Артур построил здесь двухэтажный дом и свадьбу сыграл, на которой, кстати, гулял весь посёлок. А как иначе, ведь женился Тадевосян-младший на… Надежде Блиновой. Теперь у молодых здесь полтора десятка родственников – почти половина населения Зернового...