Медиакарта
6:28 | 25 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Законодательство Тюменской области в сфере обеспечения экологического благополучия

Одним из главных условий гармоничного развития человека является необходимость обретения им экологического мировоззрения и экологической культуры.

Статья 58 Конституции Российской Федерации гласит следующее: «Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам». Обязанность, предусмотренная комментируемой статьей, распространяется и на граждан Российской Федерации, и на находящихся на территории России иностранцев и лиц без гражданства. Она связана с тем, что высокий уровень антропогенного воздействия на окружающую среду и вызванное им ухудшение экологической обстановки стали важнейшими глобальными проблемами человечества.

Роль государства в решении экологических проблем велика. Значимость государства в указанной сфере выражается прежде всего через систему природоохранного законодательства.

Так, Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, также регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации.

Статья 6 названного закона закрепляет полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, к которым относятся:

- принятие законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации в области охраны окружающей среды в соответствии с федеральным законодательством, а также осуществление контроля за их исполнением;

- право принятия и реализации региональных программ в области охраны окружающей среды;

- участие в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, в осуществлении государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) с правом формирования и обеспечения функционирования территориальных систем наблюдения за состоянием окружающей среды на территории субъекта Российской Федерации, являющихся частью единой системы государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды);

- осуществление регионального государственного экологического надзора при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, за исключением деятельности с использованием объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору;

- утверждение перечня должностных лиц органов государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющих региональный государственный экологический надзор (государственных инспекторов в области охраны окружающей среды субъекта Российской Федерации);

- установление нормативов качества окружающей среды, содержащих соответствующие требования и нормы не ниже требований и норм, установленных на федеральном уровне;

- право организации и развития системы экологического образования и формирования экологической культуры на территории субъекта Российской Федерации;

- обращение в суд с требованием об ограничении, о приостановлении и (или) запрещении в установленном порядке хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды;

- предъявление исков о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды;

- ведение Красной книги субъекта Российской Федерации;

- право образования особо охраняемых природных территорий регионального значения, управление и контроль в области охраны и использования таких территорий;

- участие в обеспечении населения информацией о состоянии окружающей среды на территории субъекта Российской Федерации;

- право организации проведения экономической оценки воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности, осуществления экологической паспортизации территории.

В целях реализации основных задач в сфере охраны окружающей среды и защиты экологии, а также реализации полномочий предусмотренных федеральным законодательством в Тюменской области в настоящее время сформировано правовая база нормативных правовых актов, направленных на обеспечение экологического благополучия.

В частности, Закон Тюменской области от 28.12.2004 № 302 «Об охране окружающей среды в Тюменской области» принят с целью обеспечения благоприятной окружающей среды и создание необходимых условий для защиты природной среды и жизненно важных интересов населения области от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий, а также регулирование отношений в сфере охраны и использования объектов животного мира.

Также, в соответствии с постановлением Администрации Тюменской области от 09.03.2005 № 33-пк «О Порядке ведения Красной книги Тюменской области»

в регионе ведется Красная книга Тюменской области, которая представляет собой официальный документ, содержащий систематически обновляемый свод сведений о состоянии, распространении редких и находящихся под угрозой исчезновения видов (подвидов и популяций) животных, растений и других организмов, обитающих (произрастающих) в Тюменской области, а также о необходимых мерах по их охране и восстановлению. Красная книга Тюменской области ведется Департаментом недропользования и экологии Тюменской области.

Кроме того, на территории Тюменской области действует государственная программа «Недропользование и охрана окружающей среды», направленная на сокращение негативного воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду, сохранение биологического и ландшафтного разнообразия, рациональное использование минерально-сырьевой базы, защиту населения и территории от негативного воздействия вод и охрана водных объектов.

В целях соблюдения требования экологического законодательства в Тюменской области организовано осуществление:

регионального государственного экологического надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр в отношении участков недр местного значения;

регионального государственного экологического надзора в области охраны атмосферного воздуха;

регионального государственного экологического надзора в области обращения с отходами;

регионального государственного экологического надзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий;

регионального государственного экологического надзора в области использования и охраны водных объектов;

регионального государственного надзора за сбросом сточных вод через централизованную систему водоотведении.

Уполномоченным органом по осуществлению надзора является Департамент недропользования и экологии Тюменской области.

Департаментом недропользования и экологии Тюменской области также определен перечень лиц, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях при осуществлении регионального государственного экологического надзора (в части регионального государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр в отношении участков недр местного значения; регионального государственного надзора в области обращения с отходами (за исключением радиоактивных отходов); регионального государственного надзора в области охраны атмосферного воздуха; регионального государственного надзора в области использования и охраны водных объектов; регионального государственного надзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий).

Особое внимание в регионе уделяется защите лесов. Так, на территории Тюменской области с 2018 года действует новая государственная программа «Развитие лесного комплекса», утвержденная постановлением Правительства Тюменской области от 14.12.2018 № 505-п. Данная программа направлена на создание условий для повышения эффективности охраны, защиты лесов, условий для рационального многоцелевого и неистощительного использования лесов при сохранении их экологических функций и биологического разнообразия, а также повышения эффективности использования и воспроизводства лесов, в том числе на всех участках вырубленных и погибших лесных насаждений.

Распоряжением Губернатора Тюменской области от 27.05.2019 № 69 утвержден лесной план Тюменской области. Новый лесной план предусматривает перечень мероприятий по охране лесов, организации охраны лесов от пожаров за период действия предыдущего лесного плана Тюменской области. Так, Департамент лесного комплекса Тюменской области в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 № 417 «Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах» организует выполнение мер пожарной безопасности в лесах, в том числе предупреждение лесных пожаров (противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров), мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров, разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров и иные меры.

Согласно положениям административного регламента предоставления государственной услуги по приему отчетов о защите лесов, утвержденного Постановлением Губернатора Тюменской области от 08.11.2016 № 197, граждане, в том числе индивидуальные предприниматели, юридические лица, осуществляющие в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации использование лесов, а также осуществляющие мероприятия по защите лесов, предоставляют в Департамент лесного комплекса Тюменской области отчеты о защите лесов согласно установленным формам.

Таким образом, развитие и совершенствование законодательства в сфере обеспечения экологического благополучия на территории Тюменской области является одним из приоритетных направлений деятельности органов государственной власти. Усиливается контроль в сфере охраны окружающей среды, повышается ответственность за экологические нарушения, но только общими усилиями всех государственных структур и общественных организаций, каждого жителя области возможно сберечь нашу природу.