Начинать говорить с детьми о вере родители должны как можно раньше
Рано или поздно верующие люди начинают задумываться над тем, как привести к вере своих детей. Одни считают, что делать это нужно с самого раннего возраста, чтобы ребёнок приобщался к религии постепенно. Другие считают, что это нужно делать в осознанном возрасте, когда ребёнок уже всё понимает, рассуждает, делает выводы. Однако есть и такие родители, которые придерживаются мнения: дети, когда вырастут, сами сделают выбор – верить или нет. Кого же слушать? Итак, с какого возраста лучше начинать говорить детям о Боге? С чего начинать беседу?
Настоятель Свято-Троицкого храма отец Владимир считает, что детям, в первую очередь, нужен живой пример: если родители не пришли к Богу, то и ребёнка привести к Богу они не смогут. Пример настоящей, живой веры, духовной жизни дети должны видеть с самого рождения. Очень часто взрослые ошибаются, когда рассуждают, что ребёнок ещё маленький и ничего не понимает, и позволяют себе сказать или сделать что-то лишнее или плохое. С первых дней своей жизни ребёнок видит, слышит и чувствует своих родителей. Поэтому, когда появляется вопрос о том, как и когда говорить с детьми о Боге и вере, надо вспомнить себя в детстве, вспомнить, когда мы начинали слышать, что говорят нам родители.
-- Так устроена детская личность, что ребёнок не слышит взрослых в силу того, что перед ним огромный непознанный мир. Он видит его глазами, познаёт его глазами, у него впереди столько интересного и неизведанного, что ему некогда слушать, -- говорит настоятель. -- И на этом пути познания красивого, но в то же время очень сложного мира, родители своим личным примером, своими поступками, привычками, словами наглядно показывают своему ребёнку, как жить в этом мире. Следовательно, говорить о Боге родители должны не столько словами, сколько своим личным примером, и причём с самого его рождения.
Но если же всё-таки ребёнок отказывается слушать разговоры родителей, говорит, что это ему неинтересно, что делать в таком случае? Возможно, стоит поменять формат такого разговора – чтобы беседа не воспринималась как нотация или нравоучение.
-- Дело в том, что разговор разговору рознь, -- поясняет отец Владимир. - Если ребёнку начать читать мораль на любую тему, навязывать свою точку зрения, ему будет всегда неинтересно. Наш сегодняшний мир очень сильно изменился. Во-первых, он переполнен различной информацией, как нужной, так и ненужной, во-вторых, образ восприятия получаемой информации у современного человека сильно изменился. Поэтому простого разговора с ребёнком о том, что он должен быть таким-то и таким-то, поступать только так и не иначе, не достаточно. Ребёнку нужен выбор и обоснования этого выбора. Также проблема, почему ребёнку неинтересно говорить с родителями о Боге, заключается в том, что сами родители не имеют достаточных знаний о Боге и церкви. Да, именно так, даже несмотря на то, что многие думают, что они имеют достаточный объём знаний, или на крайний случай есть Интернет, но… возникает один вопрос: а насколько эта информация соответствует действительности? К сожалению, в большинстве случаев наши знания о церкви не соответствуют тому, что должно быть на самом деле. Плюс наш человеческий фактор играет немаловажную роль – нам, взрослым, очень часто не хватает аргументов и знаний, чтобы донести до ребёнка ту или иную мысль, поэтому нам легче всего запретить, накричать, наказать. И нам кажется, что результат достигнут. И вот такой вот человеческий фактор мы переносим на церковь: это нельзя делать, то нельзя и здесь нельзя. А что тогда можно? И естественно, если всё нельзя, ребёнку становится неинтересно. Если мы подходим к духовной жизни только с точки зрения запретов, то мы глубоко ошибаемся. Церковные правила – это не запреты, это указатели, как надо идти по жизни. К примеру, возьмём правила дорожного движения. Если рассматривать их с точки зрения одних запретов, это будет целая катастрофа, просто невозможно будет передвигаться, потому что по обочине ездить нельзя, по встречной полосе – нельзя, пересекать сплошную линую разметки – нельзя, переходить улицу в неположенном месте тоже нельзя, и вообще, одно сплошное «нет». Но если спросить, а почему нельзя? Да потому что во всём и везде есть определённый порядок, и если этот порядок нарушить, то последствия могут быть весьма трагическими. А если правила дорожного движения рассматривать не с точки зрения запретов, а с точки зрения выполнения правильного порядка действий, то человеку открывается не просто возможность перемещения, а безграничный и прекрасный мир путешествий.
Вот что-то подобное, по мнению настоятеля, и с духовной жизнью: пока мы её рассматриваем только как запреты и не имеем полного объёма знаний, мы не видим сути и красоты, которая могла бы быть нам доступной. Следовательно, и когда мы говорим с ребёнком о Боге, вере, церкви, мы должны говорить с ним не с точки зрения навязывания своей позиции, установления постоянных запретов, страха наказания. Наоборот, мы должны давать ответы на те вопросы, которые возникают у него согласно возрасту. К примеру, поссорился он с другом или одноклассником, ему надо дать ответ: а какой поступок хотел бы Бог видеть от него в этой ситуации, как церковь об этом говорит. Или познакомился подросток с девушкой, можно рассказать ему, что говорит нам церковная традиция и что нужно для того, чтобы создать настоящую счастливую семью раз и на всю жизнь. Это необходимо, чтобы в сознании молодого человека были примеры не только из телевизионных сериалов, но и из реальной жизни, то есть, чтобы у него был выбор.