Каждый ли из нас может с уверенностью сказать, что выбрал профессию, которая бы нравилась? Не думаю...
А вот ветеран труда Наталья Александровна Фефилова из Калмака ещё со школы знала, что будет только учителем русского языка и литературы.
– На мой выбор повлиял молодой педагог Т.Н. Федосова, приехавшая к нам сразу после института, – рассказывает собеседница. – Она была такая энергичная, харизматичная, и внешне всегда выглядела эстетично. С её приходом я по-другому взглянула на уроки и почувствовала всю красоту русского языка. Помню один смешной случай – после 8 класса сдавали экзамен, и я получила пятёрку. Подхожу к Татьяне Николаевне и говорю: «Не ставьте мне «5», ведь в дальнейшем буду поступать, а я не знаю на высшую оценку». Она удивилась и ответила: «Первый раз вижу такого человека, который не просит, а, наоборот, отказывается». Потом, будучи уже замужем и окончив Ишимский педагогический институт, встретилась с ней в Когалыме, куда переехали с мужем.
А с будущим супругом Иваном Ивановичем моя героиня познакомилась, когда тот приезжал в командировку. Вообще-то он родом из Курской области. Свадьбу справили в Когалыме, там родился первый сын Костя. Но, как выяснилось позже, мальчику не подходил климат, начались проблемы со здоровьем. Родители вынуждены были принять решение о смене места жительства. Глава семейства настоял на переезде в Калмакское.
– Мне ничего другого не оставалось, как согласиться, - продолжает Наталья Александровна. – Устроилась в родную школу, а муж – электросварщиком в совхоз. После распада хозяйства ему пришлось работать вахтовым методом, а это постоянные разъезды (кстати, сейчас Иван Иванович тоже при школе трудится). К тому времени в семье родился второй сын Антон. Если с первенцем я два года была в декретном отпуске, то с младшим и трёх месяцев не просидела — вышла, правда, без классного руководства, только вела уроки. Мама с бабулей (папиной матерью) попеременно нянчились: вахту сдал – вахту принял.
– За 32 года работы не пожалели о своём выборе?
– Нет. Бывают, конечно, «срывы», как и у многих других, когда кажется, что всё надоело. Но это лишь минутная слабость, которая быстро проходит. Оглядываясь назад и анализируя прожитые годы, нигде себя больше не вижу, только здесь. Даже в детстве с девчонками играли «в школу». И тогда я была только в роли ученицы. Так я «отрабатывала» неудовлетворительные, на мой взгляд, оценки. Двойка для меня — просто трагедия.
– Имея за плечами многолетний опыт, можете сказать, что знае- те русский язык на «5»?
– Даже сегодня такого не скажу.
– Почему?
– Я не амбициозна, не самоуверенна. Не раз говорили, что у меня заниженная самооценка. Так воспитана. Всегда оставляю небольшой «зазор» - будет к чему стремиться.
– Ученики с удовольствием ходят на уроки?
– Меня, возможно, они и не любят, так как заставляю работать, но серьёзных конфликтов не случалось.
– У нынешних детей изменилось отношение к вашему предмету?
– Им сейчас – с внедрением различных технологий – намного интереснее учиться. Взять тот же компьютер – даже педагоги теперь не могут без него обойтись, а когда-то «брюзжали» по этому поводу. Что уж говорить про школьников. Тех, кто хорошо владеет предметом, к сожалению, сейчас единицы. Было время, когда дети участвовали в олимпиадах и показывали прекрасные результаты. Сильные были ребята, литературу не просто формально знали, как сейчас – прочитали в электронном варианте, в вопросе немного разобрались – и ладно. А тогда каждый высказывал свою точку зрения, устраивали интересное обсуждение. Приходилось даже убеждать: «У вас не совсем правильное представление — вот так и так». Сравнивали, находили нужные аргументы, доказывали.
О своей работе Н.А. Фефилова может рассказывать часами, потому что это - её стихия, в которой скучно точно не бывает. Но и от любимого дела порой тоже хочется отдохнуть — с увлекательной книгой, кроссвордами в тишине, чтобы с новыми силами и хорошим настроением вновь окунуться в удивительный и прекрасный мир русского языка и литературы.