Медиакарта
7:41 | 12 июля 2020
Портал СМИ Тюменской области

ООО «Тобольскпромэнергосеть» ущемило права фермера

Целая история с нарушением антимонопольного законодательства получилась из желания тобольского сельхозпредпринимателя заменить неисправный прибор учета электроэнергии. Сетевой монополист затягивал процедуру демонтажа старого счётчика и ввода в эксплуатацию нового, что привело к образованию у потребителя задолженности и, вследствие чего, к  ограничению подачи электроэнергии. 

Еще в декабре 2017 года тобольский сельхозпредприниматель обратился в ООО «Тобольскпромэнергосеть» с заявкой о необходимости снятия показаний с существующего прибора учета с целью его замены. По заявке сетевой организацией были назначены дата и время для осуществления работ, но в указанный день представители ни сетевой, ни сбытовой организаций так и не явились. На повторную заявку фермера сетевая организация ответила выставленным счетом за проведение проверки и приёмки в эксплуатацию узла учёта электрической энергии, указав в письме, что ее услуги являются платными. С третьего раза сетевая организация все-таки явилась на опломбировку счетчика, но в процессе выявила ряд нарушений, среди которых: несоответствие установленного предпринимателем прибора учета, подключение стороннего потребителя помимо прибора учёта и также установление счетчика не на границе балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности. Как результат, во вводе в эксплуатацию прибора учёта сельхозпредпринимателю было отказано. Между тем, он уже становится должником перед сбытовой организацией, так как плата за электроэнергию весь этот период рассчитывается безучётным способом. Далее и вовсе следует ограничение электроэнергии.

Отказ заявителю в замене электросчётчика ООО «Тобольскпромэнергосеть» объяснило тем, что тот, не дождавшись пятидневного срока согласования даты и времени снятия показаний прибора учёта, самовольно демонтировал счётчик и установил новый.

Изучив материалы дела, комиссия Тюменского УФАС России пришла к выводу, что предприниматель действовал правильно. Согласно Основным положениям функционирования розничных рынков электрической энергии, утверждённых Постановлением Правительства РФ, обязанность по обеспечению оснащения энергопринимащих устройств лежит на потребителе. Прибор учета должен быть допущен в эксплуатацию в установленном порядке и быть проверен не позднее месяца. Собственник энергопринимающих устройств, который намерен демонтировать его в целях замены, ремонта или поверки, обязан направить заявку в сетевую или сбытовую компанию. В случае, если ни сетевая организация, ни энергосбытовая организация не являются в согласованные дату и время для снятия показаний прибора учёта, потребитель сам снимает показания и направляет их в организацию, в которую была подана заявка. Что предприниматель, заменив счётчик, и сделал.

В ходе разбирательств по делу сетевая организация не предоставила никаких доказательств о подключении сторонних потребителей. А, согласно акту разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности между сетевой организацией и потребителем, новый прибор учёта был установлен на месте демонтированного. Установленный предпринимателем счетчик также соответствовал всем параметрам.

Таким образом, отказ в допуске в эксплуатацию прибор учета является необоснованным и ущемляет интересы фермера в сфере предпринимательской деятельности. «Заявитель вынужден был работать в отсутствие подачи электричества и мог понести связанные с этим значительные убытки», - поясняет позицию контролирующего органа руководителя Тюменского УФАС России Игорь Веретенников.

Действия ООО «Тобольскпромэнергосеть» квалифицированы антимонопольным управлением как злоупотребление доминирующим положением. Общество до завершения рассмотрения дела приняло меры по устранению нарушения антимонопольного законодательства.