Медиакарта
14:51 | 20 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Котельная. Работа в штатном режиме

Небольшая комната в котельной «Центральная» - операторская. Главный предмет здесь компьютер, на мониторе которого в режиме онлайн отображается, уж простите за невольную тавтологию, режим работы всех туртасских котельных. Отслеживает данные дежурный оператор.

Сегодня дежурит Людмила Верхоланцева. Операторов четверо. Поселок должен знать имена тех, кто подает тепло в его квартиры. Это Софья Ганджибековна Быкова, Татьяна Анатольевна Косенко. Людмила Владимировна оператор опытный,10 лет связана с производством тепла. Но есть среди женщин и такие, как Елена Александровна Семёнова, операторский стаж которой два десятка лет.

Сегодня на дворе второе тысячелетие и минус 20 по Цельсию. А позавчера столбик термометра поднимался почти до нуля. Как на такие перепады температуры реагировать оператору? На вопрос ответил находящийся здесь главный по теплу в МП «Туртасское КП» Юрий Нелин:

- Котельная работает автоматически, программа заложена в компьютер, именно она отзывается и регулирует любые отклонения от заданного режима. Обязанность оператора - отслеживать все процессы и немедленно устранять неполадки, если возникнут в аппаратуре. Помощником оператора, а скорее главным действующим лицом в этом деле является слесарь по ремонту и обслуживанию газового оборудования Виктор Дементьев, отработавший здесь почти четверть века: «Я монтировал все наши котлы», - скромно отозвался он. А еще в штате электрик, по  -иному говоря, энергетик - Степан Александрович Захаров, специалист с высшим образованием. Есть газоэлектросварщик и слесари тепловых сетей, их четверо. И что у них за работа, если, допустим, нет авральных ситуаций? Дежурят. Ежедневный осмотр теплотрасс и систем в домах, теплокамер, подтяжка сальников. Кадры, каких поискать, - высоко квалифицированные. С улицы сюда не берут. Не только знания, которым научат, но и призвание нужно, влюбленность в профессию. К тому же, работа в котельной считается опасной, подчеркнул Юрий Дмитриевич Нелин. Были времена, когда операторам приплачивали и выделяли молоко «за вредность», теперь об этих льготах одни воспоминания. «В этом и прошлом году бог миловал, ничего такого не случалось. Но всякое бывает» - начальник произнес суеверное «тьфу, тьфу», добавив: «В основном трассы сейчас в новой надежной оплетке, но мало ли…».

На стене над компьютером листок с температурным графиком. Сегодня при минус 20 исходящая из котельной температура должны быть 64 градуса, возвратная 51. «У вас в квартире тепло?» , - неожиданно спрашивают меня. «Очень тепло, даже регулировать приходится батареи». «Батареи - можно, но общедомовые задвижки  - категорически нельзя». А еще по-прежнему строго запрещен слив теплоносителя из батарей. Вода в котлах убывает, автоматически подкачивается свежая, ее надо нагреть, а это расход энергии, т.е. газа. По сути, деяние наказуемое, чреватое большими штрафами. К тому же, брать воду из системы занятие бессмысленное ввиду технического качества этой воды, не пригодной ни на что.

На вооружении «Центральной»  - два котла, отслуживших всего-то два сезона, мощностью по 3 МВт каждый. Но в работе один, второй - в резерве. А еще пара «маленьких» агрегатов. Задействованы или нет, можно определить визуально по дыму из двух меньших по высоте труб. Если включается 3-мегаваттник, дым валит из большой. Сейчас работают два в тандеме - мощный и второй послабее.

Летом были проведены работы по утеплению теплотрасс протяженностью до четырех километров. Промывка и опрессовка системы - это ежегодная, можно сказать, рутинная, но всякий раз необходимая работа. И обязательное - повторенье - мать ученья - обучение персонала.

Котельная - объект особого режима. Он был таковым, и по понятным причинам требования ужесточаются. На территорию, а уж тем более в здание, уже не войдешь «просто так», всё просматривается камерами видеонаблюдения. По периметру будет смонтирован высокий забор с колючкой. С фасадной части уже наготове железные столбы. Маячило перед котельной некое сооружение в деревянном исполнении. Снесли. Возле столь серьезного объекта не должно быть никаких построек и даже насаждений.

Выйдя за ворота предприятия, обеспечивающего поселок теплом, под впечатлением услышанного, окинул его новым взглядом. Вот они - те самые столбы под запланированную ограду. Пара высоченных изящных опор со светодиодными фонарями. Укрытая плитами площадка для автотранспорта, как сказал начальник, будет расширяться. «Не всё сразу, это же всё денег стоит, но и Москва не сразу строилась, - сказал Юрий Дмитриевич и твердо добавил: обязательно будет так, как задумали».

Фото автора

Дым из трубы котельной - в домах тепло. 
Автор: Александр ПАРАМОНОВ