Вскоре наш катер прошёл мимо д. Трошина. В 2001 году отряд археолого-антропологической экспедиции Института проблем освоения Севера СО РАН под руководством Н.А. Повод провёл раскопки Алымского могильника.
Памятник находился в 2,5 км к востоку от с. Алымка на левом берегу протоки Иртыша. Площадка памятника ограничивалась с юга крутым берегом реки, высотой 5-6 м; с запада - логом. На восточной стороне лога располагалась д. Трошина. Могильник был обнаружен на южной окраине деревни. На западной стороне лога находилось заброшенное селение юрты Алымские или Юлбасарские.
В северной части раскопа было вскрыто 11 могил в грунтовых ямах. Часть других погребений была уничтожена в процессе строительства земляного моста. Хорошая сохранность одной из могил свидетельствует о сложном погребальном обряде с использованием огня. По периметру ямы были зафиксированы обожженные плахи, перекрытые глинистым грунтом. Очевидно, в процессе захоронения сжигалась надмогильная конструкция.
Захоронения совершались по обряду ингумации. Умерших погребали в деревянных гробовинах, прямоугольной или трапециевидной формы, сделанных из тонких досок и покрытых иногда берестой. В одном случае младенец, вероятно, был погребен в округлой корзине. Костяки лежали на спине, в вытянутом положении, головой на север. Голова обычно повернута к правому плечу. Могильные ямы перекрывали одной-двумя досками, уложенными вдоль длинной оси ям. Среди погребенных можно выделить две возрастные группы: взрослые и дети.
Взрослых в загробный мир сопровождали единичные предметы, вероятно, личного пользования: в одном случае на деревянном перекрытии могильной ямы, содержащей захоронение мужчины, лежал колчан с четырьмя костяными наконечниками стрел; во втором - на указательном и безымянном пальцах правой руки женщины обнаружены серебряные перстни. В яме, не содержащей костяка (при наличии закрытой гробовины), на перекрытии последней лежала каменная зернотерка.
Возраст погребенных детей варьировался от 2-3 до 6-7 лет. Девочек сопровождали перстни, браслеты, витая из проволоки гривна, серьги, нашивки, каменные и стеклянные бусы. Особый интерес представляют серебряные монеты русской чеканки - капельки, нашитые на шапочку или ворот платья. Голову мальчика украшала налобная повязка с пришитыми к ней накладками, на груди лежал амулет, в ногах - обшитая разноцветным бисером кожаная сумочка, содержащая кресало и огниво. Наличие серебряных монет русской чеканки позволяет предварительно датировать изученный памятник XVII - началом XVIII в. В Алымском могильнике были захоронены представители южных ханты, проживавших в Алымских юртах инородческой Туртасской волости.
В конце XVIII века в 1795 году в д. Трошина проживали 70 человек: ямщики и государственные крестьяне по фамилии Кожевниковы. Немаловажную роль в жизни трошинцев играла рыбная ловля. Артели ловили рыбу четырехперстными неводами длиной в 300 саженей. В XIX веке осетр стоил 6-8 рублей, язь - 2 рубля, нельма свежая - 3 рубля, соленая 2,5 рубля за пуд. Часть рыбы использовали для собственных нужд. А часть шла на продажу.
Буквально на расстоянии 500 метров от Трошина находились Алымские юрты, поселение коренных жителей края. Что интересно, юрты располагались на незначительном расстоянии от русских поселений Алымки и Трошина и даже стояли между ними, но относились не к Уватской волости, а к инородческой Туртасской волости. В состав же Туртасской волости входили еще Уватские и Туртасские юрты, находящиеся друг от друга на более значительном расстоянии. Остяки не разрешали селиться русским в своем поселении. В 1990 году в Трошиной еще проживали 75 человек.
17 января 1907 года в д. Трошина родился Герой Советского Союза Яков Николаевич Неумоев. Более 10 лет назад, во время проведения экспедиции с членами отряда «Поиск» из Уватской школы в Трошина, мы видели дом, в котором он родился.
Чтобы рассказать более подробно об Алымке, следующем населенном пункте по пути следования нашей экспедиции, обратимся к книге Павла Быкова «Шехиревы из села Алымского Уватского района Тюменской области 1628-1930». Его мама Анна Петровна Быкова (Шехирева) родом из села Алымка.
«Впервые деревня Алымка упоминается в переписи Тобольского уезда Поскочина 1681-1683 гг., тогда в ней уже жили 6 семей Шехиревых/Шохиревых, по переписи Поскочина в Алымке в 1681-1683 годах было и два двора Кошелевых, которых тоже можно назвать первыми посельниками деревни.
По переписи Тобольского уезда В.И. Измайлова, в Алымке в 1710 году было уже 16 дворов, и все они были ямщицкими. То есть первоначально деревня развивалась как ямская станция. Население Уватской волости поголовно перешло в разряд государственных крестьян к 1850 году. Но алымчане стали государственными крестьянами несколько раньше - они названы таковыми уже в ревизской сказке 1834 года.
По инициативе крестьянина Василия Петровича Шехирева в Алымском была возведена церковь Во имя Сошествия Святого Духа на Апостолов в День Пятидесятницы (Духосошественская). Василий Шехирев стал по приговору мирского схода строителем церкви и возвел ее на свои деньги. С декабря 1864 года он начал заниматься оформлением всех необходимых разрешений и документов, 14 июля 1866 года церковь была заложена. В. Шехирев добился, чтобы Алымская Духосошественская церковь стала самостоятельной, то есть была центром нового прихода. Его старший сын Иван Васильевич Шехирев был ее первым церковным старостой. В приходе 8 деревень и 2 юрты - деревни: Тальнишная, Трошина, Максимова, Лукина, Яровская, Шайтанская, Ахмановская, Капитановская, юрты - Березовские, Алымские. Две часовни - в деревне Яровской и Лукиной - построены прихожанами в 1906 г. После ввода церкви в действие деревня Алымка стала называться селом Алымским.
В 1876 году в селе Алымском было построено сельское училище ведомства Управления государственных имуществ. В 1896 году, по официальным сведениям, в селе Алымском проживал 331 человек. В селе были церковь, волостное правление с почтовой операцией, полицейский урядник, сельский банк, сберегательная касса при почтовой станции, хлебозапасный магазин, две торговые лавки.
В начале февраля 1929 года в селе Алымском была создана коммуна «Путь Ленина» из 18 хозяйств (1 батрацкое, 9 бедняцких, 8 середняцких). Коммуна «Путь Ленина» существовала в Алымке до 1932 года, затем на ее основе был создан колхоз с таким же названием».
В 1938 году была создана первая в районе Алымская МТС (машинно-тракторная станция). С ней связана одна из трагических страниц в истории моей семьи. Семью моего деда Дмитрия Ивановича Долинина раскулачили и сослали из Ярковского района в Уватский. В семье было 9 человек. Он относился к разряду кулаков, являлся бывшим торговцем товаров, подрядчиком почты. Имел до революции 15 лошадей, 26 коров, 1 молотилку, сепаратор. Дед вскоре умер, не смог перенести того, что свалилось на его семью. Бабушка Ольга Васильевна Аксарина оказалась с младшими детьми на поселении в деревне Максимовке, расположенной рядом с Алымкой. В годы Отечественной мой отец вместе с младшим Иваном работали в МТС. В семье были два Ивана. Старший - от первого брака деда, а младший - уже от брака с бабушкой. Во время уборочной, разогревая комбайн, поджигали в ведре керосин, оно и упало на грудь юноше. Он испугался и побежал, а пламя становилось всё сильнее. В больницу Ивана привезли с большой площадью ожога. Лидия - старшая сестра, просилась у председателя колхоза навестить брата, не разрешили, т.к. была уборочная. Через два дня Ивана не стало.
Рядом с Алымкой находилась д. Максимовка, в настоящее время уже вошедшая в состав села. Почти вся жизнь многих алымчан была связана со знаменитым Максимовским плёсом, в народе прозванным Максимовским песком. В начале XX века на песке неводили до 10 артелей. Когда одна из них выбирала снасти, вторая была уже на замёте. Невод выбирали вручную. Рыбу брали только отборную, а мелочь оставляли.
Лов на песке шел без выходных, круглосуточно. В тонь попадало от 3 до 5 центнеров рыбы. Бывало, попадало в тонь до 14 осетров.
После каждой тони рыбу садили в «подсадок», а в конце суток весь улов вычерпывали в неводник и везли на рыбозавод для обработки. Была оборудована большая коптильня, которой в 60-е годы управляла Е.Н. Шмуртова.
Алымский участок славился производством черной осетровой икры. Возглавляла этот процесс, примерно в 60-е и 70-е годы М.Н. Отрадных. Икра, приготовленная ею, была признана лучшей на Всесоюзной выставке достижений народного хозяйства в Москве.
В 1991 году право на самостоятельность получило небольшое предприятие «Уватский рыбоучасток». Рыбу сдавали в Тобольский рыбозавод. Основной лов рыбы проходил на Максимовском стрежевом песке бригадой, состоящей из 20 человек.
С 2012 года выловом рыбы плавными сетями и закупом ее у населения занимается ИП КФХ О.М. Баранцевой. Стрежевой лов рыбы на реке Иртыш запрещен. Так закончилась история знаменитого Максимовского песка. К вечеру мы подошли к устью протоки Боровой. Ширина реки в устье примерно 150-170 метров, а длина всего 34 километра. Весной в ее верховья на нерест идет язь, что привлекает местных и заезжих рыбаков. Ловится здесь и осетр со стерлядью. Недаром эта рыбная «мекка» привлекала любителей рыбы и в далеком прошлом.
Недалеко от устья на западной окраине уже почти исчезнувшей деревни Лучкиной на мысу коренной террасы высотой 5-6 метров находится поселение эпохи поздней бронзы. Три тысячи лет назад под поселением протекала либо речка, либо располагалось старичное озеро, от которых к настоящему моменту остались лишь заболоченные пятачки. Мысовая часть террасы распахивалась в свое время, в обнажениях почвы и была обнаружена во время археологической разведки 1985 года керамика эпохи поздней бронзы (рубеж II-I тыс. до н.э.). В 1988 году 12 студентов 2 курса Тобольского пединститута под руководством кандидата исторических наук, археолога Игоря Геннадьевича Глушкова вскрыли за 3 недели практики примерно 70 квадратных метров почвы и подняли около 4 000 фрагментов керамики. Среди находок встречались рыболовные грузила, наконечники стрел разной формы. С.С. Баглаева, ныне специалист Уватской сельской администрации, будучи студенткой участвовала в этих раскопках и помнит, что было увезено 8 мешков с находками. Это очень большой памятник по меркам находок.
У д. Лучкиной было и еще одно название д. Яровская. В 1782 году в ней насчитывалось 64 мужчины и 46 женщин. Фамилии жителей были следующие: Кошелевы, Шехиревы, Стерховы, Тальнишние. По данным 1903 года, речь идет уже о Лукинском выселке с 22 дворами и 159 жителями. Для выселка, на мой взгляд, будут слишком большие цифры. В 1924 г. снова встречается название - деревня Лучкина, где проживали 173 человека. По данным переписи 1926 года, в д. Лучкиной (Лукиной) насчитывалось 54 хозяйства, где уже проживали 224 русских. Через 5 лет в деревне уже насчитывалось 166 жителей.
Наличие хорошей качественной глины привело к тому, что в Лучкиной была открыта гончарная мастерская по производству кринок и не только их. Более 5 лет назад, когда осенью был очень низкий уровень воды в Боровой, что даже местами обнажилось дно, во время экспедиции нам удалось найти остатки обжиговой печи на дне протоки и большое количество пичуг разного размера, а также фрагменты посуды. Пичуги - это грузила для неводов, сделанные из глины и обожженные. Вес колебался от ½ фунта до 1 фунта в зависимости от скорости речного течения. Печь располагалась у подножья террасы. К большему сожалению, нам не удалось установить дату основания гончарной мастерской.
В 1,5 км от деревни, скорее всего во второй половине ХХ века, был открыт кирпичный завод. Хорошо помню, как в 1967 году учащиеся Уватской средней школы после 9 класса, проходя обязательную трудовую практику, ездили на кирпичный завод делать кирпичи.
А сам лагерь находился на берегу Иртыша, за территорией Уватского аэропорта. На поляне, раположенной в нескольких десятках метров от берега Иртыша, были построены из досок два строения, напоминающие не то сарай, не то барак. В одном из них жили парни, а в другом девушки. Немного в стороне стояла печь под навесом, где мы кашеварили с Ниной Вторушиной (Дорониной). К крыше была прикреплена вывеска со словами «Кафе «Овод». Мне так и не удалось побывать тогда на кирпичном заводе.
По актам обследования проверяющими от 16-19 ноября 1930 года, речь идет об обследовании Лучкинского кожзавода, где осуществлялись следующие виды работ: замочка овчин, мездрёжка, глинка, кваска, белешка, отминка, чернешка, сушка.
Существовала в Лучкиной и промартель. В отчете Уватского райи сполкома 8-му районному съезду Советов, состоявшегося 25 октября 1936 года, отмечалось, что в Лучкинской промартели использовались полезные ископаемые и на 1936 год выработали до 70 тонн извести. Получается, что до Великой Отечественной войны деревня была одним из центров развития кустарной промышленности в районе.
По воспоминаниям современников, в населенном пункте во второй половине XX века была колхозная бригада, располагалась дом-лавка, где торговала Валентина Разбойникова. В 1990 году в поселении числились еще 22 человека.
В настоящий период на месте одного из старейших поселений района, которое существовало с эпохи поздней бронзы, находится пасека Евгения Александровича Кобазева, очень гостеприимного хозяина, человека увлеченного живописью, мастера, производящего собственное вино, обаятельного собеседника, умеющего поддержать и вести интересную беседу.
Осенью 2018 года ушел из жизни последний постоянный житель деревни Кошелев Пётр, у которого мы бывали не раз в ходе предыдущих экспедиций. Он подарил несколько интересных экспонатов в музей. Меня поражал всегда особый порядок и идеальная чистота в его на ладан дышащем доме, построенном из 2 камер, связанных теплыми сенями - связью. В одной половине дома он жил, а вторую использовал под складское помещение. Во дворе всегда была аккуратно скошена трава, а посредине росла красивая елка.
На лето приезжает подышать деревенским воздухом Валентина Семёновна Дзюбик и наведывается время от времени в свой дом Михаил Кошкаров. Получается, что никто там постоянно не проживает. Очень жаль, что люди оставили такое замечательное место.
На первую ночевку мы остановились с другой стороны высокой террасы, на которой стоит небольшая деревенька Яр. На 1 января 2017 года в Яру насчитывалось 96 человек. Первые люди облюбовали это место давно. Доказательством служат находки, сделанные местными жителями. Это фрагменты лозьвинской керамики с узорами, найденные на берегу реки Боровой у самой деревни, где вода подмывает огороды.
В начале ХХ века (1903 г.) в деревне Яровской была торговая лавка, 29 дворов и 185 жителей. Более ранних сведений обнаружить не удалось. По данным переписи 1926 года, в д. Яровской насчитывалось 55 хозяйств, 123 мужчины и 133 женщины.
В 1959 году в д. Яр приехали по добровольному переселению семьи русских Грастовых и Коробковых из Чувашской АССР Борецкого района деревни Мачкассы. В Поволжье был сильный голод, и семьи отправились на поиски лучшей жизни. В мае 1961 года прибыли 2 семьи Шишликовых, родственники Грастовых, а также семьи Степановых и Ворониных. В Сибири очень понравилось; много рыбы, сенокосные угодья, орехи, грибы, ягоды. Лидия Анатольевна Захарова (Шишликова) хорошо помнит, как они всей семьей долгими зимними вечерами шелушили шишки, а на вырученные от продажи орехов деньги покупали необходимые вещи для семьи. Родители зарабатывали в колхозе немного, и это было для семьи хорошим подспорьем.
Анатолий Степанович Шишликов поехал на родину, чтобы пригласить в район семьи чувашей. Так по вербовке в Яру оказались Волковы, Сенотуровы, Андреевы, Решетовы. В 1963 году из Лучкиной в Яр переехала чувашская семья Убасьевых, а также русские Филипповы и Гомзиковы, прибывшие из Архангельской области, в связи с закрытием ле спромхоза. Переселенцам выдали подъемные, помогли с дровами и материалом на строительство домов, дали по корове и поросенку. Помогая друг другу, новоселы построили красивые, необычные для сибирской глубинки дома. Для чувашского типа домов характерна резная фриза по скатам крыши. Переселенцы в основном трудились в животноводстве, работали доярками, телятницами, свинарками, ухаживали за лошадьми и выращивали зерновые культуры. Яровская ферма считалась одной из передовых в районе. Более 30 лет управляющим фермой работал замечательный хозяин и руководитель, прекрасный гармонист, уважаемый односельчанами и жителями района А.С. Шишликов.
И, как почти в любой деревне, были медпункт, клуб, почта, школа. В 1950 году была открыта Яровская семилетняя школа, просуществовавшая до 1958 года. Начальная школа осталась и закрылась в связи с введением программы «Школьный автобус» и детей стали возить в Алымскую основную школу. С ликвидацией поселков Черпия и Красноярского в 1974 году в деревню переехали Нестеровы, Чашковы, Дерновы, Крюковы и другие.
В 1995 году по решению Уватской районной администрации в д. Яр открывается детский дом. Специально для этих целей было построено кирпичное здание, оснащенное всем необходимым оборудованием. В 1998 году детский дом перевели в Уват, где освободилось здание детского сада в районе СХТ, так как возникли неудобства, связанные с доставкой работников, продуктов. Да и школа была только начальная.
Рядом с деревней Яр находилась д. Шайтанка, а за ней примерно на 32 - 33 км тракта стояла д. Поварова. По данным переписи 1782 года, в подушный оклад были написаны ямщики: 3 мужчин и 3 женщины, в этом же году родились еще 3 человека и вновь прибыли 9. А 1869 году в Поваровой уже стояло 8 дворов, где насчитывалось 39 мужчин и 50 женщин. К 1903 году число дворов увеличилось до 22, а население составило 186 жителей. В 1931 году в Поваровой проживали 207 человек.
Сюда в 1959 году из Ульяновской области приехала семья Алексея Андреевича Низамова. Алексей хорошо запомнил, что в селении в то время насчитывалось около 20 домов, где проживали семьи: Захаровых, Кошелевых, Веденёвых, Кремлёвых, Носовских, Маркер и др. Жизнь селян была связана с колхозом «КИМ», а затем и с колхозом имени Тельмана, когда произошло объединение с Сергеевкой. Председателем колхоза был Сергей Степанович Чмирь, а затем Климов. В начальной школе учительствовала в то время Нина Михайловна Цыкарева. После окончания начальной школы, дети учились в Алымской семилетней школе, а жили в интернате. Алексей приехал в Сибирь пятиклассником, поэтому пошел учиться сразу в Алымскую семилетку, а затем и восьмилетку.
Подросток в возрасте 14-15 лет, помогая родителям, возил по 6-7 фляг с молоком на телеге на маслозавод в село Новое, где из молока получали сливки, масло. Он уехал из деревни в 1966 году, а родители покинули ее в 1972 году. К этому времени в селении осталось лишь несколько дворов.
7 декабря 1998 года был создан Заказник регионального значения «Поваровский». Его площадь составляет 12 037,0 га. Ближайшие к нему населенные пункты: Алымка, Сергеевка. В состав охраняемых на этой территории объектов относятся реки Иртыш, Боровая, Чичерень, Алымка, урочище Поварово и некоторые другие.
Заповедник создан с целью создания условий для сохранения природных комплексов и объектов, в том числе ландшафт: древесной, кустарниковой и травянистой растительности, лекарственных растений, редких и исчезающих видов организмов.
На территории заказника осуществляется не только охрана, но и учет таких животных, как лось, бурый медведь, заяц-беляк, куница, ондатра, рысь, норка, а также боровой и водоплавающей дичи.
В годы перестройки у речки Червяной, что примерно в полукилометре от бывшей д. Поварова, Геннадий Петрович Сафонов из Увата решил организовать фермерское хозяйство. Он построил дом с баней, но потом так и не удалось довести дело до конца. Оказывается, в те годы было очень сложно создавать фермерские хозяйства, не хватало должной поддержки со стороны государства.
(Продолжение в следующих выпусках газеты «УИ»)
Фото З.В. Новиковой
и Л.Н. Сладковой