Медиакарта
18:20 | 26 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Рука в руке

Многие ялуторовчане знают поэта Алексея Боровикова, который когда-то состоял в молодёжной палате городской думы, подписаны на его посты в «YouTube» о путешествиях по странам и континентам, о новшествах в кулинарии. И мало кто в курсе, что Алексей – тотально слепой человек. Сейчас он аспирант Челябинского филиала РАНХиГС. Обзавелся семьей и продолжает писать стихи.

Алексей, как и сотни ребят с проблемами по зрению, - выпускник школы-интерната № 6. В 2020 году она будет отмечать 75-летний юбилей.

Сейчас здесь  учатся 100 детей со всей области. Более половины из них живут в интернате, уезжая домой только на каникулы или выходные. Школьная программа от обычной не отличается, разве только тем, что науки постигаются с помощью тифлометодик и различных тифлосредств. Это приборы прямого чтения, наглядные пособия с объемным и выпуклым изображением и множество других средств, основанных на изобретении Луи Брайля.

По окончании незрячие дети получают такие же аттестаты, как и в обычных школах, с правом поступления в любой вуз, техникум или колледж, как говорится – по способностям и возможностям. Например, нынче выпускница Лилия Забирова стала студенткой филологического факультета ТюмГУ.

Больше чем мама. С выпускниками педагоги «шестой» связь не теряют. О каждом из них готовы говорить часами, ведь долгие годы они были рядом с подопечными, помогая им познавать мир. Именно поэтому в классе, как правило, не более 12 человек. Система Брайля для зрячего нелегка, а дети с инвалидностью по зрению вообще привыкают к ней долго – у некоторых процесс восприятия происходит до года. Вне уроков наставники играют с ребятишками в тактильное домино, где у каждой фишки свое название по фактуре – «батарея», «валенки», «наждачка». Большие доски с шахматами стоят тут же в учебном кабинете, и детки их узнают по контуру. Много рисуют, причем специальной ручкой-грифелем, занимаются гончарным ремеслом. 

- Рисовать незрячие дети  начинают так же, как писать и читать – точечно. Сначала каждый элемент детально обговаривается - каким он должен быть, затем ребенок, ощупывая, «рассматривает» предмет по объему, - говорит учитель начальных классов Татьяна Марьинских.

По её словам, животные, предметы должны быть только своего цвета. Заяц, например - белого или серого. Ведь если вдруг зрение ребенка совсем подведет, и он ослепнет, а видел он зайчика только в сиреневом цвете – таким малыш его навсегда и запомнит.

Масштабирование тоже важно – дом для человека всегда должен быть в разы больше. Поэтому все ученики школы прекрасно знают, что солнышко – жёлтое, а трава – зелёная.

Окружающий мир у слепых малышей формируется на представлении, поэтому что такое облако или тучи, необходимо рассказать так, чтобы он понял и смог воспроизвести, даже если никогда не трогал и не видел их. Вот тот барьер, с которым сталкиваются молодые учителя, только пришедшие в школу.  Перешагнуть его помогают педагоги-стажисты и даже сами дети.

 «Мамина школа».  Родился в семье незрячий ребенок, у родителей проблема – как вести себя, как и чему учить? Из-за большого количества малышей в группах они не посещают детские сады. Поэтому зачастую первоклассники приходят в школу неподготовленными: не знают, как застегнуть пуговицу, завязать шнурки, одеться. О письме и чтении – вообще речи не идёт. 

У тех и других – страх перед будущим. А оно у незрячих детей есть. В «шестой» третий год по субботам работает «Мамина школа». На встречах с дефектологами, тифлопедагогами и психологами родители узнают, как подготовить своих чад к поступлению в школу, научить их ориентироваться в пространстве, развить мелкую моторику, тактильную чувствительность и способность использовать остаточное зрение, если оно есть.

Семь томов Брайля или 40 «Войны и мира». В чём тонкости обучения незрячих ребят? Это не только знание математики, русского языка и литературы. Обыкновенный учебник, каким мы привыкли его видеть, на языке Брайля состоит в основном из семи томов. Если «Война и мир» - «наших» четыре тома, то по Брайлю - 40.

Изучают ребята эту систему по специальным учебникам-приборам, где бумажная страница разбивается на 432 сектора. В каждом из них с помощью специального грифеля можно сделать от 1 до 6 «нажимов». Чтобы написать букву «А», надо нажать грифелем один раз в правом верхнем углу, «Б» - справа сверху и справа посередине. Соответственно, незрячие читают текст справа налево, затем они переворачивают лист и читают слева направо.

- Поначалу всё кажется сложно, но выпускники школы на экзаменах спокойно «строчат как из пулемёта», рисуют графики, функции, чертят биссектрисы, – с гордостью говорит Татьяна Марьинских. - За 12, а теперь 13 лет дети узнают и умеют всё то, что их сверстники из «массовой» школы. Литературы, в том числе и художественной, для развития детей в нашей библиотеке более чем достаточно.

Выручают магнитофоны и плееры для озвучивания говорящих книг, благодаря которым можно прослушать любое художественное произведение или научную литературу. В кабинете информационных технологий дети учатся работе на компьютере, есть возможность распечатать текст на принтере по системе Брайля.

Гордость школы. Удивительно, но детям с дефектами зрения очень полезно заниматься спортом.

- Наши выпускники даже состоят в параолимпийской сборной России, - говорит преподаватель немецкого языка Людмила Панфилова, - два Александра – Чулкин и Артёмов - в ноябре едут на Кубок мира по лыжным гонкам и биатлону в Норвегию. В 12 классе учится Вера Хлызова, подающая большие надежды.

Много ребят - музыкально одаренных. Бывшая выпускница Гуля Каримова окончила Курское музыкальное училище по классу саксофона, потом академию им. Гнесиных, работала в Москве в оркестре МВД. К сожалению, по житейским обстоятельствам ей пришлось вернуться на малую родину, и теперь она также играет в оркестре.

Кстати, Асадулла Мирзаев тоже собирается поступать в Курск.

Второй раз в этом году ребята участвовали в международном конкурсе «Шаг навстречу» в Санкт-Петербурге. Конкурсный отбор прошли Андрей Жуков с черно-белой графикой «Уголок Санкт-Петербурга» и Дарья Громоздова с музыкальным роликом «Девчонка современная».

Дима Арстанов – любитель речевой импровизации. «Оратор» - говорят о нем учителя. Еще с начальной школы зарекомендовал себя мастером речевой импровизации. Сейчас думает, куда после школы будет поступать – в Курское музыкальное или всё-таки на журналиста, а пока его главный конёк – школьный радио-  узел, где он и главный редактор, и диктор, и журналист в одном лице.

Международный день слепых в школе-интернате особо отмечать не будут. Возможно, к ним заглянет выпускник Алексей Боровиков, который приедет в Ялуторовск на встречу с инвалидами по зрению - студентами медицинского колледжа. Как-никак именно благодаря педагогам «шестой» он смог найти свою счастливую дорогу в жизнь.

Автор: Светлана НЕСТЕРОВА /фото Александра Смирнова/