Медиакарта
16:45 | 28 марта 2024
Портал СМИ Тюменской области

Речь живая, речь мёртвая: как совершенствовать речетворческую деятельность?

09:38 | 14 декабря 2019
Источник: Красная звезда

В Викуловской школе № 2 работает стажировочная площадка

 по реализации гранта «Развитие кадрового потенциала педагогов

 по вопросам  изучения русского языка»

 Единый методический день по теме «Речетворческая деятельность как предпосылка  совершенствования языковых компетенций обучающихся» 6 декабря собрал в стенах Викуловской школы № 2 методистов, заместителей директоров отделений школ, учителей русского языка и начальных классов. Педагоги второй школы предложили коллегам практикумы и педагогическую мастерскую, основная идея которых – формирование развития языковой личности на уровне начального и основного  общего образования. Закончилась встреча дидактическим спектаклем, который  подготовили обучающиеся школы под руководством Светланы Вальтеровой, учителя русского языка и литературы.

   Каким должен быть грамотный человек завтрашнего дня? Над этим вопросом предложили задуматься авторы практикума для педагогов начальных классов Надежда Церцек и Нина Мелентьева. Человек должен быть интересным окружающим, уметь выражать мысли красиво и понятно. Именно в начальной школе нужно начинать работать над развитием творческой языковой личности. Педагоги показали методы и приёмы такой работы – творческие минутки, которые интересны детям и тренируют память, «ненавязчиво учат» правилам, учат учиться, находить пути решения поставленных задач.

   В педагогической мастерской «Приёмы развития речемыслительной деятельности обучающихся» Ольга Кудачкина, учитель русского языка и литературы, разделила педагогов на три группы. Как работать над понятиями? Что такое «Дерево предсказаний?» Как придумать заголовок к тексту? Как можно представить развитие событий книги после того, как закрыта последняя её страница? Эти и многие другие вопросы решали педагоги.

Наталья ФИЛИМОНОВА, учитель русского языка и литературы отделения Коточиговской школы:

    -- Мероприятия, которые проходят в Викуловской школе № 2, всегда интересны. На занятии Ольги Александровны Кудачкиной мы работали с текстом в группах. Взяла на заметку приём работы – дневник двойной записи: ребёнок делит лист бумаги на две колонки, в одной пишет понятие, в другой – СВОЁ его раскрытие. Дети часто испытывают трудности при написании сочинения, методические дни важны для педагогов, здесь делятся приёмами и практиками: как проще, интереснее обучать, как получить результат.

   Оксана Москвина, заместитель директора ВСШ №2, предложила на практикуме озвучить мультфильм. Задача, на первый взгляд, простая, но оказалось, не так-то просто красиво, с выражением, со смыслом и юмором это сделать. Барьеры стояли весомые: педагоги не чувствовали себя свободно и уверенно в роли озвучивающих, голос сбивался, слова путались. А детям если такую задачу дать? Вот поэтому, считает Оксана Москвина, и нужно, чтобы у детей повторялся опыт участия в конкурсах, театрах, публичных выступлениях. Свобода речи – красивой, богатой – вот одно из главных достоинств современного человека.

   Дидактический спектакль «Зимний вечер в Михайловском» собрал полный актовый зал школы. Прочувствовать пушкинскую эпоху, его произведения, душевные переживания через разные виды творчества – театр, песню, рисунок (а дети ещё и участвовали в выставке «Пушкинские россыпи», сами делали поэтические сборники о зиме) – это гораздо ценнее для детей, чем если бы они просто прослушали сообщение учителя на уроке. Работа колоссальная, в ней приняли участие обучающиеся 5-11 классов. Спектакль создавался многими днями, после уроков, но это никого не обременило, а, наоборот, принесло радость. Это ещё раз подтверждает желание педагогов неординарно преподавать, заниматься внеурочной деятельностью. Урок окончен – занятие продолжается.

   Спасибо всем за спектакль!  Эти  же слова говорили и педагоги района, покидая актовый зал второй школы. Спасибо за мастер-классы! Как повезло детям с талантливыми, неравнодушными учителями, которые помогают им понимать наш мир и становиться яркими, образованными, интересными людьми.

                                         

Автор: Олеся СУББОТИНА