Медиакарта
3:34 | 20 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Викуловский Льнозавод – объект военного значения

09:20 | 11 января 2020
Источник: Красная звезда

   У каждого из нас есть дорогие сердцу милые места, где мы родились и начинали свой жизненный путь. Это наша малая родина, которая всегда живёт в нашей душе. Историческое прошлое малой родины, любовь к большой Родине в наше непростое время не утратили своей актуальности. Каждый человек должен знать и любить историю своей страны, своих родных мест, должен помнить о предках. Без исторической памяти мы потеряемся в потоке времени, утратим свои корни, самобытность. Поэтому я решила посвятить эту статью своей малой родине – деревне Льнозавод и заодно отдать дань памяти своим предкам, жившим и трудившимся на этой земле.

Лён вместо хлопка

   Мало кто теперь знает, что была такая деревня, возникшая в связи со строительством льнозавода. В годы Великой Отечественной войны завод являлся объектом военного значения в Викуловском районе.

    По данным Викуловского районного архива, строительство льнозавода началось в 1930 году. В середине 30-х  завод вступил в строй. Так, на правом берегу реки Ик, между селом Викулово и селом Поддубровным, возник крохотный островок промышленного производства, обеспечивавший сырьём лёгкую промышленность городов. Начинала свой разбег сталинская индустриализация. Страна переживала товарный голод. Населению не хватало одежды, обуви и других предметов первой необходимости. Требовалось обмундирование для многомиллионной армии.

   Хлопок в Средней Азии тогда ещё не выращивали. Выход был найден в создании сети льнозаводов в сельской местности. Льнозаводы создавались повсеместно, в том числе и в Сибири, и у нас, на юге Тюменской области (в то время Омской). В соседних районах: Сорокинском, Абатском, Аромашевском  также появлялись льнозаводы. Викуловский льнозавод, наряду с другими, занимался заготовкой и переработкой сырья, выработкой льноволокна и сбытом продукции.

   До 1957 г. Викуловский льнозавод находился в ведении Министерства лёгкой промышленности Омского льнотреста «Главльнозаводов», затем Тюменского областного льнопенькотреста «Главзаготльнопенькопрома» Министерства текстильной промышленности, с 1975 г.  – Новосибирского производственного объединения по заготовкам и первичной обработке льна.

   Вместе с небольшим (в 2 этажа) корпусом завода, конторой и жилыми домами работников была создана и необходимая для жизни инфраструктура: баня, детский сад, столовая, Дом культуры, магазин, конюшня, пожарная часть, весовая. Первым директором завода стал Муромцев Г.П. (1 сентября 1936 г.), затем в 1940 г. его сменил Кубырев Л.В., в 1943 г. – Лутошкин И.Г. (мой дед по материнской линии), а в 1958 г. – Берсенёв.

   Лён сеяли колхозы. Льняное семя поступало из Тюмени, Ишима. Весной семя отпускали колхозникам по разнорядке, которую составлял райисполком.

   Льняные поля располагались по всей территории района (кусты). Убирали лён вручную. Помогали школьники. Они теребили лён и вязали соломку в снопы, затем составляли в кучи (шалаши) для просушки. Доставляли на завод на лошадях, сушили сухим паром из котельной, а затем отправляли на переработку в цех. В цехе обминали специальными механизмами (мялками), которые отбивали тресту от волокна. Короткое волокно – паклю – использовали в строительстве в качестве утеплителя. Сенная треста называлась кострой. Её использовали в строительстве, добавляя в глину, штукатурили стены, печи. Кострой топили котельную, бросали её в топку локомотива, который вырабатывал тепло, обогревая цех, в котором стояли станки и работали люди. Длинное волокно собирали в тюки и отправляли в Омск на лошадях, либо сплавляли на баржах по реке Ишим.

Труд рабочих был тяжёлым и низкооплачиваемым

   Коллектив льнозавода состоял из рабочих, служащих и ИТР. Численность работающих в разные годы была разной. Так, до войны, на заводе трудилось 137 человек, в войну – 60-80 человек.

   Разделение труда на заводе осуществлялось по следующим профессиям: слесари, машинисты, механики, костровозы, возчики, подвязчики, прессовщики, весовщики, сортировщики, сушильщики, укладчики. Труд рабочих был тяжёлым и низкооплачиваемым.

   На льнозаводе работали и жители близлежащих деревень: Юшково, Мельниково, Поддубровное, Волынкино. На территории Викуловского льнозавода (д. Льнозавод) проживали и трудились семьи Лутошкиных, Полуяновых, Шипицыных, Пономарёвых, Хромовых, Молодых, Толстыгиных, Ходосевич, Погореловых, Плесовских, Павиных, Григорьевых, Хмельницких и др. Были и приезжие специалисты: Адзеневич, Бохан, Криль, Рубаха, Лисины.

   Грамотных среди местных почти не было. Некоторые рабочие постепенно постигали грамоту, повышали уровень своей квалификации.

    Так, Шипицын И.Г. трудился на льнозаводе с начала строительства (1930 г.) чернорабочим. В 1931 г. обучался на курсах машинистов, а затем механиков в Ленинграде. А уже в 1947 г. он стал главным инженером завода.

     Мой дед, Лутошкин Иван Георгиевич, будучи грамотным, работал бухгалтером (самоучка) со дня основания завода. Позднее, в 1937 г., он прошёл курсы бухгалтеров в Ленинграде.

По законам военного времени

   Особую роль сыграл завод в годы Великой Отечественной войны, а его коллектив внёс свой посильный вклад в победу над врагом. С 1941 по 1945 годы предприятие находилось на военном положении. У мужчин имелась бронь. Рабочим выдавались пайки. Продовольствие доставлялось на конных подводах из Тюмени. На каждого работающего человека в месяц приходилось 5 кг муки, на иждивенца – 3 кг. Особенно тяжело было многодетным семьям, в которых – всего один работающий. Поэтому в пищу употребляли траву и коренья растений.

   Большинство работающих составляли женщины и подростки. Малейшее нарушение трудовой дисциплины каралось по законам военного времени. Уход с работы во время рабочей смены рассматривался как дезертирство с трудового фронта. Листая книгу приказов завода, я обнаружила запись, сделанную директором Кубыревым Л.В. в отношении сортировщицы З.Ф. Жмудиной. Женщина неожиданно покинула своё рабочее место во время смены, «ушла в неизвестном направлении». Директор издал приказ о переводе работницы на более тяжёлую работу и грозился передать дело на неё в прокуратуру. По словам современников, в т.ч. моих родителей, у женщины дома без присмотра находились шесть малолетних детей. Мой отец, Полуянов А.А., трудился на льнозаводе в годы войны, будучи 14-летним подростком, пахал на лошадях. Работа была тяжёлой при острой нехватке питания. Он не раз испытывал страх, когда ему приходилось пасти лошадей одному в лесу, оставаясь там на ночлег. Ведь в годы войны в лесах могли скрываться дезертиры.

Перелом

   Как известно, 1943 г. стал переломным в ходе войны. Летом вернулся с фронта после ранения мой дед. Он сменил на посту директора Кутырева Л.В., который получил повестку на  фронт. Просматривая архивные документы, без особого пристрастия хочу сказать, что с приходом деда организационная жизнь завода заметно активизировалась. В хозяйстве завода завели коров, стали выращивать картофель для заводской столовой, старались всячески поддерживать работников материально. Людям стало немного полегче жить.

   После окончания войны завод продолжил работу, но уже в послевоенном режиме. Из далёкого раннего детства вспоминаю высоченную заводскую трубу, из которой валил дым, и пронзительный заводской гудок (как в городе), нарушавший тишину окрестности и оповещавший о начале и окончании рабочей смены.

   В 1960 г. началось строительство нового завода, но уже в райцентре (ныне – это территория между училищем и агрокомплексом). В связи с этим деревня Льнозавод разъехалась.

    Льнозавод работал в соответствии с утверждённым вышестоящими органами производственным планом. План по выпуску валовой продукции в основном перевыполнялся и в 1958 г. составил 116 %, в 1960 – 100,2 %, в 1961 – 123 % ( в 1973 г. был выполнен лишь на 23%). За счёт улучшения качества продукции льнозавод получал сверхплановые накопления. До льнозавода доводились планы по капитальному строительству, ремонту помещений завода, детского сада. На общих собраниях коллектива принимались социалистические обязательства по досрочному выполнению планов, проводились социалистические соревнования с коллективами других льнозаводов, брались обязательства по сверхплановому выпуску продукции. Также обсуждались и решались вопросы материальной поддержки культурно-политического воспитания, повышения уровня образования работников и др.

   В 1976 г. на основании приказа № 74-к Новосибирского льнообъединения от 01.09.1976 г. Викуловский льнозавод был ликвидирован ввиду нерентабельности.

   Итак, листая книги приказов Викуловского льнозавода, я обнаружила до боли знакомые и родные события и факты из жизни предприятия и одноимённой деревни как документальное подтверждение разговоров, рассказов и воспоминаний моих предков (родителей, бабушек и дедушек). Предо мной как будто проигралась картина их жизни, связанной с льнозаводом.

   Надеюсь, что, написав эту статью, я выполнила долг и перед своими предками, и перед ныне живущими жителями района, которым ничего не было известно о предприятии и о давно забытой деревне с одноимённым названием – Льнозавод.

   В нашей большой стране у каждого человека есть свой маленький любимый уголок – город, деревня, улица, дом, семья, где он родился и вырос. Это его маленькая родина, а из множества таких маленьких родных уголков и состоит наша Россия, как  большая река, в которую впадают тысячи ручейков. К сожалению, многие из нас сегодня в погоне за материальным забывают о духовном, в том числе о своих корнях. У того народа нет будущего, который забывает свою историю. Давайте уважать свою историю такой, какая она есть, не оглядываясь на других, и это поможет нам сохранить Россию.

Автор: Екатерина ПОЛУЯНОВА, с. Викулово