Медицина Заводоуковского района в годы войны.
Сегодня трудно себе представить доктора, спешащего к больному на лошади. А во время Великой Отечественной это была привычная картина, ведь специального транспорта для разъездов медикам почти не давали.
Иногда врачу приходилось добираться до пациентов в теплушке по железной дороге, в лодке по реке, на попутной машине или пешком.
Тогда в Заводоуковске и близ него работали фельдшерско-акушерские пункты, медпункты и амбулатории. Больных принимали как высококвалифицированные эвакуированные врачи, так и младший медицинский персонал, большая часть которого окончила краткосрочные курсы при госпиталях.
Из-за нехватки медикаментов, однообразного низкокалорийного питания в военное время то и дело вспыхивали, но тут же гасились, эпидемии. Так, в декабре 1943-го заведующая Лыбаевским медпунктом А.Дубенкова отчитывалась исполкому сельсовета о мерах по борьбе с сыпным тифом и другими заболеваниями. Очаги сыпняка были зафиксированы в Карасье и в Лыбаево.
Количество заболевших постоянно увеличивалось. Несколько человек, обессиленных и страдающих от недоедания, умерло. Председателям колхозов было рекомендовано изолировать больных, выделить им молоко и необходимые продукты, позаботиться о срочной доставке медикаментов.
В Новозаимском районе в годы войны работало две больницы – центральная на 35 коек и зерносовхозная на десять коек; две амбулатории, шесть фельдшерско-акушерских пунктов, два родильных дома, зубоврачебный и зуботехнический кабинеты.
Штат медицинского персонала в начале 40-х годов прошлого века здесь увеличили более чем в два раза. При этом большинство медиков работало самоотверженно, не считаясь со временем, проявляя подлинную заботу о больных. Врач Новозаимской больницы Р. Шилова даже организовала рядом с больницей небольшое подсобное хозяйство, которое помогло улучшить питание больных и тем самым быстрее поднять их на ноги.
В конце 1941 года в Заводо¬уковск эвакуированы учащиеся и служащие Московской спецшколы ВВС. Среди них преподаватель химии М. Рабинович и его жена медсестра спецшколы Анна Гаген. На работу в спецшколу устроилась и прибывшая из Ленин¬града Наталья Бузыгина, работавшая медсестрой в знаменитой больнице Кащенко.
В годы войны довольно трудно было достать необходимые лекарства и оборудование. Но люди в белых халатах старались помочь местному населению. Служащие эвакогоспиталя и спецшколы ВВС принимали гражданское население, которому требовалась срочная медицинская помощь.
В 1943 году Заводоуковский врачебный участок располагал 20 медицинскими работниками: здесь трудились два врача, восемь фельдшеров, пять человек младшего медицинского персонала и пять прочих служащих. За год они обслужили в амбулаториях 13 808 человек, на дому – 1391.
Посильную помощь медицинским работникам оказывали школьники. Так, в марте 1942-го в Падунской школе организовали резервную санитарную дружину. Около 20 девушек изучали санитарное дело у фельдшера М.Красновой. Потом некоторые выпускницы школы ушли добровольно на фронт, другие устроились на работу в ближайшие медучреждения.
К концу 1945 года в Заводоуковске проживало 12 700 человек. В посёлке работала больница на 25 коек и амбулатория. У большинства медсестёр не было среднего медицинского образования, но, приобретя практику, некоторые исполняли свои обязанности лучше, чем выпускники специальных учебных заведений.
В стационаре больные питались по-прежнему плохо: утром 200 граммов хлеба и 10 граммов масла, на обед – 100 граммов хлеба, суп с манной крупой и 3 грамма масла. Второе блюдо не готовилось. Всего на одного больного расходовалось 500 граммов хлеба.
В 1941-м в Сибири открываются эвакогоспитали. Сюда прибывают раненые фронтовики. В посёлке Заводоуковском эвакогоспиталь № 3519 на 250 коек развернули в туберкулёзном санатории. Он принимал на лечение больных с открытой формой туберкулёза лёгких. Здесь трудился медперсонал из разных уголков страны – Москвы, Ленинграда, Серпухова, Житомирской и Черниговской областей.
Перед ранеными часто выступали школьники, самодеятельные и профессиональные артисты. Во время концертов и спектаклей измученные люди забывали все невзгоды военного времени.
Заместитель начальника по политчасти Заводоуковского эвакогоспиталя капитан Редько писал в письме коллективу Ялуторовского театра: «Вырванные из строя, прикованные к госпитальной постели тяжёлым недугом, мы временно перестали ощущать всю полноту жизни и величие нашей Родины в эти суровые, но радостные дни победы на фронтах Отечественной войны. И мы, морально угнетённые болезнью и сознанием того, что мы не в атакующей цепи первой линии, живём и дышим крылатым и радостным словом нашей Родины, грозной поступью нашей армии.
Мы рады всему, что хоть на миг поднимает в нас уверенность, что мы ещё вернёмся в строй, к бою и труду. Мы рады были вам, принёсшим на нашу сцену частицу и живое воплощение нашей оскорблённой, но по-прежнему такой же большой, созидательной и радостной жизни…»
Елена ЕРМАЧКОВА,
кандидат исторических наук
Фото из фондов краеведческого музея