Исполнилось 190 лет с тех пор, как в Ялуторовск на поселение прибыл первый из девяти декабристов, входивших в колонию ссыльных в период с 1829 по 1856 годы.
Это был полковник Василий Карлович Тизенгаузен, командир Полтавского полка, герой Отечественной войны 1812 года, предки которого, прибалтийские курфюрсты, носили баронское звание.
Вроде не изгои, но и не герои. Областной историко-культурный фестиваль, тридцать первый по счёту, был посвящён началу ялуторовской ссылки «детей двенадцатого года», наречённых государственными преступниками, революционерами и бунтарями, которые «разбудили Герцена». А сегодня их социальное положение в новой России не поддаётся точному толкованию.
Однако в нашем городе к ним по-прежнему трепетное отношение. Яркий след от их деяний протянулся через века и не стёрт общественно-политическими потрясениями. Декабристы открывали школы, занимались врачеванием, вели систематические наблюдения за погодой и природой, выступали ходатаями в защиту сирых и обиженных. Добрая память о них живёт в наши дни. Мы ходим по улицам, названным их фамилиями, отдаём детей в школу им. Декабристов. Площадь двух вокзалов – ворота города – сразу же погружает приезжих в особую ауру.
На региональном и федеральном рынке туристических услуг Ялуторовск известен как блинная столица России, родина мецената и предпринимателя С. И. Мамонтова и, конечно же, город декабристов.
Совсем недавно музей - главный хранитель декабристского наследия - назван в числе трёх ведущих исторических брендов нашего региона в одном ряду с Дмитрием Менделеевым. Согласитесь, так просто такие титулы не дают.
Торжество духовности. Мероприятия фестиваля проходили в учреждениях культуры, музее, школах. В программе нашлось место сразу трём историческим балам для горожан разного возраста, шахматному турниру, конкурсам рисунков и стихов, выставкам и литературным композициям, ритуалу зажжения декабристской свечи.
Крупным культурным событием в жизни города и региона, объединившим тысячи людей, назвала фестиваль заместитель главы города Ольга Губачёва и выразила благодарность всем участникам и департаменту культуры, который предоставил возможность вживую услышать классику в исполнении прославленных коллективов.
В праздник духовности вылилось открытие фестиваля на главной сцене города. Блистательную часовую программу дали симфонический оркестр и хоровая капелла Тюменской филармонии. В репертуаре – неувядаемая музыка Петра Чайковского, Георгия Свиридова, Джузеппе Верди, в том числе и фрагменты из опер, хоровые композиции на темы русских народных песен. После каждого номера – нескончаемые овации благодарной публики.
Фестиваль прошёл без потомков, но со сцены прозвучало видеообращение Дмитрия Якушкина, в котором профессор Высшей школы экономики, журналист-международник, признался в особой любви к Ялуторовску, где он бывал не один раз. Отношение городского сообщества к наследию декабристов Дмитрий Дмитриевич сравнил с живой памятью, которая постоянно подпитывается духовно и обогащается, а это, по его мнению, залог того, что добрые традиции будут жить в веках и им не страшны ветра перемен.
Тому наглядное свидетельство – «Якушкинские чтения» и салонный вечер в музее. В докладах, с которыми выступили научные сотрудники, краеведы, школьники и педагоги, прозвучала интересная информация о роли декабристов в становлении образования, связях с потомками, изложены подробности несостоявшейся поездки Анастасии Якушкиной в Сибирь на воссоединение со своим мужем. Фонды музея пополнились письмами Тамары Тизенгаузен, с которой переписывалась Наталья Федоровских, в прошлом сотрудник музея.
В резолюции участников чтений высказана обеспокоенность состоянием мемориальных домов декабристов М. И. Муравьёва-Апостола и И. Д. Якушкина, первой в Сибири всесословной школы для девочек, открытой ссыльными. Памятники федерального значения нуждаются в реставрации.
Встреча с Достоевским. На салонном вечере в доме Матвея Ивановича Муравьёва-Апостола представили факсимильное издание Евангелия, принадлежавшее Фёдору Достоевскому. Этот раритет, подаренный будущему великому писателю женой декабриста Натальей Фонвизиной в тобольском централе для пересылки заключённых, скрашивал его каторжную жизнь в омском остроге. На страницах духовной книги множество пометок, сделанных рукою узника.
Это уникальное издание находится в музейном собрании.