Боевой путь
Стояла горячая пора уборочной первого военного лета, когда председатель колхоза «Северный» Уватского района получил повестку из райвоенкомата.
Обошел в последний раз Яков Николаевич колхозное хозяйство, посмотрел, как готовят лошадей к отправке в армию, окинул хозяйским глазом необозримые поля, освещенные солнечным закатом, и подумал: «Убрать бы хлеб вовремя! Рожь клонится к земле под тяжестью колоса, да и пшеница не ждет».
В эти часы необычайно остро почувствовал он, как дороги его сердцу колхозные поля и эти перелески, и луга, и безбрежная ширь родной Сибири. Да и неудивительно: только в своем колхозе потрудился Яков Николаевич 8 лет. Всё до мелочей знакомо, каждая телега, каждый хомут на лошади. Жаль было покидать родные места, но с фронта шли тревожные вести. Немцы рвались к Москве, немцы топтали земли Украины и Белоруссии, землю Родины, и сердце сибиряка наполнялось великой ненавистью к врагу.
Провожали председателя всем колхозом.
- Ничего, Яков Николаевич, уж как-нибудь и без мужиков справимся, - говорили на прощание колхозницы. - А вы бейте ирода проклятого, да возвращайтесь с победой домой. Пишите, не забывайте нас, в трудную минуту и доброе слово на вес золота будем ценить. Счастливого пути!
Рванулись кони. Заклубилась пыль по дороге. Позади остался родной колхоз…
Быстро летело время. Сибирская дивизия, в которую был зачислен тов. Неумоев, прибыла на Волховский фронт. Тут получил он первое боевое крещение, отсюда начался трудный, тернистый солдатский путь бывшего председателя колхоза.
В походах и боях мужало сердце, закалялась воля, росло боевое мастерство воина-сибиряка. И когда в июле 1942 года начались жестокие сражения, Яков Николаевич уже командовал эскадроном. Он водил своих конников в лихие атаки. Острыми шашками крушили врага мужественные кавалеристы.
- Памятные бои за Смоленск. Соединение прорвалось к Днепру. Шли по вражеским тылам, чтобы перерезать немецкие коммуникации, подготовить путь для своих частей. И вот тут-то стремительность маневра, решительность действий наших кавалеристов дорого обошлась фрицам, - вспоминает тов. Неумоев.
- После большого марша, ночью, с хода ворвался наш эскадрон в большое село Сорокорение. Удар был столь неожиданным, что немцы, охваченные ужасом, бросая вооружение, выскакивали из домов в одном белье. Но разве спрячешься от сабли сибиряка! - улыбается командир эскадрона, вспоминая один из эпизодов своей фронтовой жизни.
Без отдыха шли кавалеристы по пятам отступающего врага. Дорога, ведущая к Днепру, была перерезана. Задание выполнено.
От Невеля до Городка, от Витебска до Полоцка, через болотистую местность в трудных условиях бездорожья, в грязь, в холод неудержимо двигались вперед эскадроны.
- Мы появлялись там, где враг нас не ожидал, и били его везде беспощадно, - говорит Яков Николаевич.
По дороге Витебск - Полоцк немцы получали подкрепление и снаряды. Необходимо было во чтобы то ни стало перерезать эту важную магистраль. Задача была нелегкая, враг подготовил прочную оборону. Немцы обстреливали наступающие подразделения Красной Армии. Во главе сводной группы полка пошел на штурм обороны Яков Николаевич Неумоев. Это было, пожалуй, самое серьезное задание за всё время его военной жизни. Казалось, не было ни одного метра земли, на котором не разрывался бы немецкий снаряд. Неумолчно гремели орудия, с завыванием шли пикирующие бомбардировщики. Бой шел часами, не умолкая ни на минуту.
Вот взрывом завалило в окопе командира штурмующей группы, и только через двадцать минут раскопали его бойцы. Но отважный командир-сибиряк, раненый, не ушел с поля боя. Он сам не отходил от орудия.
- Враг бросил против нас восемь танков и свыше батальона пехоты, - рассказывает тов. Неумоев. - Сражение достигло наивысшего напряжения. Казалось, ничто не может остановить бронированные фашистские чудовища. Они неудержимо, лязгая гусеницами и извергая из жерл пушек огонь, ползли на наши окопы. Но вот дружно вступили в бой противотанковые ружья. Первым же снарядом был подбит первый танк. В предсмертной агонии завертелись второй, третий. Остальные повернули обратно. Вражеские автоматчики, шедшие за танками, заметались в панике. Почти все они полегли на поле боя. Мы расстреляли до батальона вражеских солдат и офицеров. Высота была взята.
За эту операцию Яков Николаевич Неумоев награжден орденом Ленина и получил звание Героя Советского Союза.
Летом 1944 года с боями шел он через Белоруссию. Его эскадрон форсировал Березину как раз в том месте, правее Борисова, где в 1812 году Наполеон отступал с остатками своей разбитой армии, преследуемый армией Кутузова. Бои за Молодечно, Гродно, в знаменитых августовских лесах, форсирование Немана - в октябре 1944 года конники тов. Неумоева вступили на территорию Восточной Пруссии. Сражение под Гольдапом, бои за Алленштейн, Вартенбург, в Померании, форсирование Одера, бои за железнодорожную магистраль Берлин - Штеттин - таков ратный путь тов. Неумоева по земле врага.
- 2-го мая, - рассказывает Яков Николаевич, - мы получили задание соединиться с американскими войсками на реке Эльбе. Перерезая коммуникации и громя врага на подступах к Берлину, мы обошли логово фашистского зверя севернее и в конных атаках прорвались к Эльбе. Здесь и произошла та историческая радостная встреча с союзниками, о которой в те дни говорил весь мир. Много было интересных знакомств, встреч, незабываемых эпизодов. Лично у меня была встреча с племянником президента Соединенных Штатов Америки Трумэном.
- День Победы 9-го мая мы встречали на берегах Эльбы вместе со своими союзниками.
Таков боевой путь нашего земляка, тюменца Якова Николаевича Неумоева, от смоленских и новгородских лесов, от Волги до Эльбы, через бури и грозы войны - к победе.
24 мая 1945 года в сводном полку 2-го Белорусского фронта на Параде Победы в Москве, по Красной площади в первых рядах героических воинов шел он, наш земляк Яков Николаевич Неумоев, гвардии капитан, Герой Советского Союза.
Шесть нашивок на гимнастерке, пять красных и одна желтая, говорят о том, что он пролил немало крови в боях за Родину. А пять боевых орденов - орден Красной Звезды, Отечественной войны I степени, Александра Невского, орден боевого Красного Знамени, орден Ленина, Золотая Звезда Героя Советского Союза и бронзовая медаль «За Победу над Германией» с изображением великого полководца Генералиссимуса Сталина - говорят о том, что в этих боях славный сибиряк был в первых рядах героических воинов Красной Армии.
Ярко светило солнце Победы сынам советского народа, народа героя. Всенародным ликованием встречала Москва героев-победителей.
На торжественном приеме в большом Кремлевском дворце 25-го июля 1945 года товарищ Сталин поднял за них, героических воинов, водрузивших знамя Победы над Берлином, исторический пост Победы.
Мы гордимся, что среди гостей за этим праздничным столом был наш славный героический земляк.
(Сентябрь 1945 г.)