Медиакарта
7:01 | 24 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

900 дней в блокаде

09:37 | 25 января 2020
Источник: Красная звезда

   В мае этого года мы отметим 75-годовщину Великой Победы. Время не способно перечеркнуть память — она священна. Нет в России семьи такой, которой бы не коснулась война. Из Викуловского района на фронт ушли 7360 человек. Погибли в бою, пропали без вести, скончались от тяжёлых ран – 4170 земляков. Фамилии их навечно занесены в Книгу Памяти, именами их названы улицы. Теперь их фотографии гордо несут внуки и правнуки в «Бессмертном  полку». И нет этому полку по всему  миру ни конца, ни начала…

  Чтобы продолжалась жизнь, светило солнце,  золотом переливались хлебные  поля, улыбались и росли дети, чтобы на земле был МИР, отдали они свои жизни, навсегда шагнув в бессмертие, навсегда оставшись молодыми. Мы помним, гордимся, чтим…

 «В 1941 году я работала  в Ленинграде на заводе «Русский дизель» и училась в 10 классе… 21 июня мы сдали последний экзамен и решили отметить на следующий день это важное событие…  Завтра мы узнаем, что началась война… Все, кто мог держать оружие в руках, уходили добровольцами на фронт, нам сказали: «Для вас и в Ленинграде хватит работы…» В начале войны мы строили оборонительные сооружения на подступах к городу, а в сентябре вернулись на свои рабочие места. 4 сентября фашисты бомбили город. С этого дня и до конца блокады не прекращались артиллерийские обстрелы и бомбёжки ни днём ни ночью… На моих глазах погибали дети, женщины, старики. Нам приходилось расчищать завалы от разрушенных домов, вытаскивать из-под обломков искалеченные трупы.

   …Всего не опишешь, что я видела и пережила за 900 дней в блокаде. С 20 ноября  1941 года советское командование было вынуждено в пятый раз снизить продовольственную норму. Рабочие получали по 250 граммов хлеба, а служащие и иждивенцы по 125 граммов в сутки. Начались первые признаки голодной смерти… Люди умирали везде: на улице, в квартирах, на заводах у станков. Я похоронила на Пискарёвском кладбище своих родных. 21 января умер отец, 22 февраля – брат, 19 апреля – мама. Всех троих, завёрнутых в простыни, пришлось мне везти на санках и хоронить без гроба…

   В 1942 году я вновь обратилась в военкомат с просьбой отправить меня на фронт. «И здесь такой же фронт», -- ответили мне. В июле меня зачислили в войска МПВО Ленинграда. Служила рядовой в 356-м отдельном городском батальоне во взводе наблюдения и разведки. Мы наблюдали за воздухом и сообщали о взрывах, очагах поражения, по нашим  данным высылали взводы сапёрные, пожарные, санитарные… Наши войска с честью выполнили свой долг и были награждены орденом Боевого Красного Знамени.

   …Вечером 27 января 1944 года нас выстроили на торжественную линейку и зачитали обращение командующего Ленинградским фронтом Л.А. Говорова и члена военного совета А.А. Жданова. Затем был дан салют, озаривший небо города, возвестивший всему миру, что 900-дневная вражеская блокада снята окончательно… Люди плакали и смеялись от радости…»

   Эти воспоминания  написала в газету Елена Дмитриевна Швецова в мае 1973 года. Неизвестно, как она оказалась в нашем районе после войны. В год публикации материала участница обороны Ленинграда работала бухгалтером в совхозе «Комиссаровский». Позднее переехала в Тюмень.

Материал подготовила Татьяна СУХОВА