Сотни лет наши предки жили на этой земле. Чтобы припасти дров для обогрева жилища, достаточно было выйти за околицу села и поработать топором. Теперь за несанкционированную рубку можно получить административное наказание. Только получить разрешение иногда непросто, да и лес теперь за много километров от околицы.
По мнению управляющего делами администрации района В.И. Бахтиновой, на проходящих в сельских поселениях отчётно-информационных встречах вопросы заготовки древесины обсуждаются сейчас более остро, чем застарелые проблемы ЖКХ.
Вопросы, которые поднимают селяне, всё те же: плохое качество древесины, удалённость делян от населённых пунктов, бумажная волокита. Поскольку на территории района проживает большое количество пенсионеров, повсеместно встаёт вопрос льготного обеспечения дровами. Заготавливать самим нет сил, приходится платить арендаторам ту же цену, что установлена для остальных. Нынешние рыночные отношения выбора не оставляют.
С принятием в 2007 году нового лесного законодательства запастись дровами стало непросто. Вникая в новую сложную систему отпуска древесины, невольно думаешь, как далеки были от наших сибирских лесов законодатели! Тогда они вряд ли задумывались, насколько удобна такая система для простого народа. Между тем незаконные рубки не прекратились. Законодателям понадобилось больше двух лет, чтобы понять: нынешнюю систему отпуска древесины нужно менять или, по меньшей мере, приблизить к народу.
Некоторые положительные изменения уже произошли. В 2009 году стала возможна ежемесячная подача ре-естров. Однако нет никакой гарантии, что по данному в январе реестру селянину отпустят древесину в феврале: то бумаги в служебных кабинетах заплутали, то деляну вовремя отвести из-за отсутствия дороги или ещё по каким-то причинам нет возможности. А иногда, пройдя все эти круги, сельский лесоруб оказывается на отведённой деляне, где нет леса.
В этой связи глава администрации района А.П. Решетников предложил сотрудникам Тобольского лесничества провести ревизию, чтобы таких недоразумений не было.
В 2009 году в Тобольское лесничество поступило 1648 заявлений, лес отпущен только по 519. В этом году дополнительно заключено 54 договора, ещё по ста договорам лес отпущен. По всем участковым лесничествам было отведено более 900 делян.
- Работы по отводу делян начали проводить ещё летом, - сказал директор Тобольского лесничества филиала ГУ ТО «Тюменьлес» Д.В. Лезнёв. - В минувшем году был разработан график отпуска древесины по поселениям, в соответствии с которым представитель Тобольского лесничества выезжает в поселения, занимается отпуском и выдачей договоров.
Однако, как поведали жители на территориях, график далеко не всегда соблюдается.
Вроде бы лесхоз все условия создал, но во многих поселениях количество отпущенной древесины значительно меньше, чем запрошенной по договорам. Одной из причин стал температурный режим, не позволяющий нормально заготавливать древесину. По народным приметам в этом году весна будет ранней. Тогда могут возникнуть проблемы с вывозом леса с делян.
Ещё одно новшество: сейчас стало возможным заключение договоров по доверенности. Покупатель по реестру передоверяет право подписания договора другому, но ответственность по исполнению обязательств несёт сам.
Желание работников Тобольского лесхоза хоть как-то упорядочить отпуск древесины понятно. И тут государству проще работать не со множеством селян, которые самостоятельно занимаются заготовкой, а с крупными арендаторами. Тогда они платят государству и берут на себя часть функций по обеспечению населения лесом. Казалось бы, всё выглядит вполне разумно. Арендатор работает, и все довольны. Как оказалось, не всё гладко. Люди на территориях видят, как не по-хозяйски используются наши природные ресурсы. В этой связи у неравнодушных селян возникают вопросы к тем, кто закрывает глаза на это беззаконье.
Арендатор ведёт заготовку рядом с их домом, а селянину отводят деляну за много километров. А не захочет ехать далеко, купит уже заготовленные дрова. Вопрос только в цене. Арифметика наживы проста: арендатор платит государству всего 30 рублей за кубический метр леса на корню, а продаёт втридорога. Например, в Байкаловском поселении была установлена цена в 105 рублей, теперь она уже 210. Готовые дрова, можно купить по цене от 450 до 750 рублей за кубометр в зависимости от сельских поселений.
- Вопрос по регулированию цен на древесину необходимо не только поднимать, его нужно решать на уровне администрации района, - считает Д.В. Лезнёв.
Но ведь арендатор строит свои отношения с государством в лице лесничества. Тогда кто же должен регламентировать его деятельность и следить за ценами, не допуская спекуляции?
Не только ценовая политика волнует население. Своими чаяниями поделился и глава Кутарбитского поселения Р.Ш. Абдулин:
- Прилегающие к поселению леса не подходили по годам под вырубку, а когда отдали в аренду, они выросли за год, как за 10-20 лет. Может ли за это время вырасти 40 тысяч кубометров, на которые заключён договор?
Как пояснил директор лесхоза, рубку назначают спелым и переспелым насаждениям. Лесоустройство на этой территории проводилось в 1998 году. За это время часть насаждений перешла из одной категории в другую. Однако, как заверяет глава поселения, рубят там всё подряд. А у простого человека душа болит, глядя на то, как уничтожаются леса. Зато селянина, у которого гнилая лесина свалилась на деляне, можно привлечь к ответственности.
Как выяснилось, не всё благополучно на некоторых территориях с выделением участков. В частности, на первое февраля в Верхнеаремзянском сельском поселении подано 75 заявлений, отпущена древесина по 24, определены для рубки только шесть делян. Была проблема в Октябрьском, которую теперь решает местный предприниматель. Проблемной территорией остаётся Загваздинское сельское поселение: по 86 заявлениям было отведено всего 20 лесосек за Каштаком, откуда лес вывезти на тракторе невозможно из-за овражистого ландшафта. Просьба населения о выделении участков перед Каштаком в лесничестве не была услышана. Отказ мотивирован тем, что там нет подходящего леса. А в Ворогушинском поселении на первое февраля отвод вообще не производился. По заверению Д.В. Лезнёва, первого февраля представитель лесхоза должен был выехать в поселение и начать отвод. Как изменилась ситуация в середине февраля?
- Процесс пошёл, - сказал глава поселения А.М. Трушников. – Представитель лесхоза занимается отводом. Арендатором отведены деляны на 300 кубометров.
Ситуация стала меняться только после публичной постановки проблемы перед директором Тобольского лесхоза.
А в Ачирском поселении отводить деляны нет необходимости, потому что реестр вообще не подавался. Как пошутил один из глав, они себе сами отводят.
Особая тема – заготовка деловой древесины. С ней ситуация в районе сложнее, чем с заготовкой дровяной. С одной стороны, администрация района всячески подталкивает селян к строительству жилья, с другой, вопрос с обеспечением их стройматериалами не решает.
Например, главу Байкаловского сельского поселения Ю.А. Батта интересует, смогут ли восемь уже начавших строительство семей и 12 подавших заявления приобрести деловой лес, ведь ни много ни мало по 100 кубометров нужно. По заверению Д.В. Лезнёва, выдача будет произведена за пределами арендной территории, в Карачинском лесничестве. Только это пока на словах. А на деле, получат ли? И если получат, то как скоро?
Как ни парадоксально, там, где в районе строят мало, возможность заготовить деловую древесину есть. Примером могут послужить Надцы. Надо напомнить и о тех 20 кубометрах, которые положены каждому хозяину раз в пять лет. Жители Кутарбитского поселения жаловались на то, что заявления на строевой лес давно написали, но они его не получили. Может быть, и для жителей этого поселения лес выделят в Карачинском лесничестве?
Не обходится в лесном деле и без курьёзов. Анекдот от главы Верхнеаремзянского сельского поселения: приехал выписывать ёлки на праздник. Спросили: «Получать их поедете в Надцы или в Карачино?» Якобы такое постановление выдала районная администрация. А абалакские, видимо, в Верхних Аремзянах будут получать?
В определённой степени в некоторых поселениях вопрос с дровами не стоит так остро только потому, что есть газ. Абалакская территория в плане заготовки древесины числится среди не очень благополучных – в заказнике дровишек не нарубишь. Тем не менее, на отчётно-информационной встрече эта проблема не поднималась.
Вопросов много, но они не будут сняты, пока не будут внесены изменения в лесное законодательство. На совещании в областном департаменте лесного комплекса в декабре решался вопрос об упрощении договорной системы. В частности, предлагалось на территории, освобождённой от арендных отношений, отводить деляну на несколько человек и внутри неё делать разбивку.
Дмитрий Владимирович предложил ввести аукционы заключения договоров сроком на один год, что допускается лесным законодательством. А арендаторы, по мнению Д.В. Лезнёва, в определённой степени помогут решать проблему заготовки древесины. Только не появятся ли после таких договорных отношений проблемы у нашего лесного хозяйства?
Елена ВЛАДИМИРОВА