Несвоевременные платежи коммунальных услуг в течение продолжительного времени по-прежнему являются «бичом» или весомым минусом для экономики МП «Туртасское КП». Да разве только Туртасского. В целом по стране в 2019 году коммунальные долги выросли до 1,5 триллиона рублей, в должниках ходят 2/3 россиян.
И хотя с помощью судебных решений рост дебиторской задолженности в Туртасе удается сдерживать, тем не менее не все сегодня могут спать спокойно. На начало февраля 36 пользователей услуг в Туртасе накопили долгов на 3 млн. 901 тыс. рублей. И это не весь список. Если «разбросать» только эту сумму на всех, то каждый житель поселка недоплатил коммунальному предприятию примерно 1 500 рублей.
- Мы начинаем обзванивать неплательщиков, напоминать о долге, а в ответ: «Что вы мне звоните, у меня разве такая уж большая сумма?» У нас примерно 2 200 абонентов. Если каждый недоплатит тысячу рублей - это уже два миллиона! И где нам взять эти два миллиона, чтобы своевременно рассчитаться с поставщиками того же газа? Это не считая штрафов за несвоевременные расчеты, - говорит директор предприятия Андрей Быков.
К неисправимым должникам применяются серьезные санкции. В их квартирах вводятся ограничения на пользование водой, теплом, канализацией, электрики отключаю т электричество. А это законно или жаловаться бесполезно? Представьте - бесполезно. Предприятие не имеет возможности прямого изъятия долга, но подобные меры законодательством ему разрешены. Тогда вопрос: а если у человека сложилась вдруг трудная жизненная ситуация и банально нечем платить?
- Всегда можно обратиться к нам, мы найдем способ справиться с ситуацией. Например, используя такой способ, как гарантийное обязательство. В этом случае, если человек не в силах единовременно выплатить всю сумму, долг можно расписать на срок до 11 месяцев. По заключенному с нами обязательству должник вносит текущую оплату и сколько может - гарантировано по месяцам. При этом сумму, которую он обязан вносить ежемесячно, определяет сам, но исходя из общей задолженности за 11 месяцев. Есть такие, кого мы можем взять на работу, дабы гасить долг из зарплаты, но это в исключительных случая, одного-двух человек. Конечно, есть малоимущие граждане, матери-одиночки, пенсионеры с маленькой пенсией и т.д. Но они - социально защищенный слой населения, им нужно обращаться в соответствующие ведомства, получать соответствующие субсидии и оплачивать услуги ЖКХ, - разъяснил директор.
А вообще, коммунальщики находятся как бы в плену законодательных ограничений. Путь у них один - на особо злостных подать в суд, затем судебное решение передать для исполнения приставам, которые начнут работу с должниками. Приставы могут ограничить выезд за границу, списать деньги со счета в банке или прислать исполнительный лист на работу. В счет коммунального долга пристав может арестовать автомобиль или забрать стиральную машину. Кроме суммы долга, собственникам квартир придется заплатить еще и исполнительский сбор. А если должник гол как сокол и с него нечего взять? Тогда в накладе опять же остается ЖКХ, списывая неполученное в графу «убытки».
- Жители разве не понимают, что наше предприятие полностью на хозрасчете, - недоумевая, говорит Андрей Николаевич. - Нет прибыли, работаем с 1 % рентабельности. Если они не платят, то в первую очередь наносят ущерб не предприятию, а себе. Мы стараемся всеми возможными силами содержать имущество и поддерживать безаварийную работу коммунального хозяйства. И хотя то тут, то там склоняют ЖКХ, уже привыкли, что тепло и вода подаются постоянно, свет горит, канализация работает. Это не провидение Господне, но результат работы работников и специалистов предприятия. Нужно с уважением относиться к их повседневному труду, а уважение проявляется, в том числе, и своевременной оплатой услуг, произведенных ими.
В очередной раз руководитель призвал к совести граждан, имеющих задолженности:
- Приходите, не прячьтесь, мы решим ваши вопросы, всё можно исправить. Чем дальше уклоняетесь от решения проблемы, тем больше усугубляете ее. При этом мы твердо заявляем, что долги никому не простим, на жалость давить бесполезно.