Положение дел в реализации права на образование лиц с ограниченными возможностями стало предметом обсуждения на 20-м заседании думы Тобольского района IV созыва.
В школах муниципалитета создаются условия для получения образования всеми детьми с ограниченными возможностями здоровья с учётом их психофизических особенностей. Приоритетно выявление недостатков в развитии и организация коррекционной работы с детьми, имеющими такие нарушения, на максимально раннем этапе. Главная роль в этой работе отведена психолого-медико-педагогической комиссии Тобольского района.
справка
В 2019 учебном году комиссия обследовала 144 ребёнка в возрасте до 18 лет (дошкольников – 26; школьников – 118, в том числе: первично – 45 детей; повторно (динамическое наблюдение) – 99 детей). По результатам обследования на каждого ребёнка было выдано заключение с рекомендациями для родителей и педагогов.
Важнейшим направлением является создание подходящих условий для обучения детей с различными недостатками в физическом и психическом развитии. Процесс интеграции позволяет организовывать учёбу в обычных образовательных организациях. Во главе угла – комплексное психолого-педагогическое сопровождение ребёнка-инвалида на протяжении всего периода его обучения. В каждой образовательной организации работают психолого-медико-педагогические консилиумы. С детьми занимаются шесть педагогов-психологов. В Прииртышской, Сетовской, Байкаловской, Нижнеаремзянской школах работают логопедические пункты.
В образовательных организациях Тобольского района дети с ограниченными возможностями здоровья и дети-инвалиды учатся по адаптированным основным обще-
образовательным программам, соответствующим установленным стандартам. Ученики обеспечены специальными учебниками, учебными пособиями и дидактическими материалами, а также специальными техническими средствами обучения коллективного и индивидуального пользования.
Доступная среда. По медицинским показаниям и на основании заявления родителей организуется индивидуальное обучение на дому. Особое внимание уделяется организации беспрепятственного доступа обучающихся ко всем объектам инфраструктуры учебных заведений. В 2019 году выделено 500 тысяч рублей на устройство двух туалетных комнат (кабинки) для детей с инвалидностью в Прииртышской школе.
Для детей с нарушением зрения в некоторых школах предусмотрены предупреждающие контрастные полосы на крайних ступеньках лестниц, в здании школ на отдельные конструктивные элементы и мебель нанесена маркировка, на прозрачных полотнах дверей сделаны яркие контрастные маркировки жёлтого цвета. Официальные сайты отдела образования и образовательных организаций адаптированы для лиц с нарушением зрения.
Ученики сдают государственные экзамены в условиях, соответствующих их физическому развитию и состоянию здоровья. В прошлом учебном году успешно прошли итоговую аттестацию два человека, один из которых продолжил обучение в учреждении среднего профессионального образования, другой выпускник продолжил учиться в школе.
Раскрываются творческие способности и расширяются границы общения детей. К примеру, ежегодно проводится муниципальный этап областной олимпиады для детей с ограниченными возможностями здоровья. В 2019 году в нём участвовали 63 ученика (в 2018 – 48, в 2017 – 59, в 2016 – 38 учеников). В Верхних Аремзянах организована школа выходного дня «Менделеевец». Третий год работает родительский клуб «Мы вместе», где в прошлом году проведено 8 заседаний, в которых приняли участие 44 человека из числа детей и их родителей. В прошлом году в Нижних Аремзянах прошёл третий муниципальный форум «Равные возможности», который объединил более 100 человек, среди которых 58 детей с ограниченным здоровьем. На форуме работали творческие площадки, прошёл праздничный концерт, детям были вручены подарки.
Ежегодно проводятся профориентационные встречи для выпускников 9-х классов. В 2019-м с целью раннего профессионального самоопределения привлекались также и учащихся 7-х, 8-х классов. Это мероприятие организуется специалистами психолого-медико-педагогической комиссии с участием психологов, педагогами Тобольского многопрофильного техникума.
Подытожила беседу начальник отдела образования Тобольского муниципального района Светлана Бастрон:
– На базе образовательных организаций учащиеся с ОВЗ принимают активное участие в различных школьных мероприятиях. Нужно отметить, что в районе уделяется должное внимание обеспечению доступности получения образовательных услуг детям с ограниченными возможностями здоровья.
цифры и факты
На начало 2019 – 2020 учебного года обучающихся детей с ограниченными возможностями здоровья 171 (АППГ – 173), детей-инвалидов – 71 (68). На дому обучается 40 детей (41).
Обучаются по адаптированной основной общеобразовательной программе:
• для слабовидящих – 4;
• для слабослышащих – 1;
• для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата – 10;
• для обучающихся с расстройством аутистического спектра – 2;
• для детей с тяжелыми нарушениями речи – 4 (5)
• для детей с задержкой психического развития – 25 (26)
• для детей с умственной отсталостью – 114 (118)
По общеобразовательной программе обучается – 11 (10), из них с применением дистанционных технологий – 4 (1).
Государственную итоговую аттестацию в формате государственного выпускного экзамена будет проходить 1 выпускник (2).