О своих дедах – ветеранах войны – рассказала Людмила Гоголева из Ачимово
Уходят из жизни ветераны Великой Отечественной войны, но потомки хранят о них память, гордятся своими боевыми дедами, прадедами, прапрадедами.
Людмила Гоголева – из того поколения, у которого воевали оба деда: отец папы Михаила Лукича и отец матери Ирины Алексеевны. По маминой линии это Алексей Нестерович Дроздов, 1907 года рождения, по маминой – Лука Григорьевич Утряков, 1908-го. Оба жили в деревне Воскресенке (Рахмановке), которая находилась между Ачимово и Катаем, но распалась в начале 70-х годов прошлого века. И тому, и другому повезло – вернулись с фронта живыми. После войны прожили ещё много счастливых мирных лет на родной земле.
Людмила Михайловна родилась в 1956 году, деды уже были в возрасте, но она хорошо помнит их удивительные рассказы о прошлой деревенской жизни, о войне. И им действительно было о чём рассказать. Жаль только, всего внучата не запомнили, потому что были маленькими.
Алексей Нестерович родом из Белоруссии. Его родители – Дроздовы – и ещё 13 семей в начале двадцатого века пришли в наши края в поисках свободных земель, основали Воскресенку. Алексея призвали в ряды Красной армии 13 декабря 1942 года. Прошёл подготовку и через месяц уже встал на защиту Родины. Дошёл до Кёнигсберга. Однажды рядом с ним взорвался снаряд, и его ранило осколком в лёгкое, контузило. Так с этим осколком он и жил.
Внучата любили ночевать в доме деда Алексея Нестеровича и бабушки Пелагеи Павловны. Они никогда не ругались. Дед брал двух мальчиков к себе на железную кровать, а бабушка – двух девочек. В долгие зимние вечера дед рассказывал, как на войне перебирался через колючую проволоку, как однажды по пути забежал в какую-то церковь и попросил у Бога вернуться живым с войны. Солдаты торопили его в тот момент – нельзя было задерживаться. Потом говорил, что Бог услышал его просьбу, поэтому он и выжил. Врезалось в память внучке и то, что, по словам деда, солдаты, которым осколками снарядов отсекало головы, могли ещё несколько шагов сделать машинально. Зрелище это было ужасное... После войны Алексей Нестерович работал конюхом. Хорошо катал валенки, обувал и внучат, и всю деревню.
Другой дедушка, Лука Григорьевич, был знатным портным. Умел шить шубы, тулупы. На фронте сшил одному офицеру сапоги. Вот и стал изготавливать обувь и одежду солдатам – такой был приказ. Он был сиротою с Поволжья. Как он попал в Воскресенку, сейчас уже никто не может рассказать. После войны работал продавцом в деревне, хотя и считался неграмотным – с одним классом образования. Однако умел делать много того, в чём не разбирались другие.
Дедушки-ветераны любили внуков и всегда их с радостью встречали, когда те прибегали в гости. Внучка Людмила до сих пор вспоминает их со слезами на глазах. Не может думать о них без чувства ностальгии и грусти, когда представляет, через какие трудности им пришлось пройти, чтобы завоевать мирное небо для своих родных и всего советского народа. И ведь прошли, выстояли, а вернувшись, продолжили трудиться на благо далёкого сибирского уголка. Видя смерти, несправедливость и жестокость на войне, они не растеряли любви к жизни. И оба учили внучат любить Родину, ценить старших, уважать друг друга. «Самое главное – любите сами, тогда всё будет в порядке», -- такой наказ дали они им и будущим потомкам.