Медиакарта
11:01 | 24 ноября 2024
Портал СМИ Тюменской области

Гармония и почитание предков

11:50 | 20 февраля 2020

Народные праздники и обряды сибирских татар тесно связаны с солнечным календарём и трудовой деятельностью. С древности для коренного населения Сибири природа являлась одушевлённой. Люди чувствовали взаимосвязь с природой, уважали её, обращались к ней, загадывали желания, благодарили. Частично это сознание сохранилось и сейчас.

Главным содержанием народных праздников и обрядов является сохранение гармонии в отношениях «человек-природа», укрепление силы рода, почитание предков, забота об урожае и здоровье.

У сибирских татар преобладающее количество праздников и обрядов приходится на весну и лето. Первый праздник посвящён прилёту грачей – Ҡарға путҡа. Именно грачи прилетают первыми и громким криком пробуждают природу. Также считается, что на их крыльях прилетает весна. В благодарность население готовит кашу, которой угощаются не только птицы, но и участники праздника.

Вслед за прилётом первых птиц, в день весеннего равноденствия, с первым лучом света во многих сельских поселениях встречают новый год – Әмәл. Этот праздник также известен под такими названиями как Сатаҡа, Көлцән, Наурус. С раннего утра жители поселения ходят от дома к дому с возгласами «Әмәл!», произносят благие пожелания. В ответ хозяева дома выносят праздничные блюда, приготовленные на основе теста (туғац, пауырсаҡ, көлцә), конфеты, мелкие деньги и иные подарки. Каждый хозяин старается показать свою щедрость, чтобы в новом году дом был полной чашей, чтобы год был урожайным и счастливым.

После долгой зимы, наступление весны и долгожданного тепла вызывают особое приподнятое настроение. С большим удовольствием весь народ любуется началом ледохода – Пос ҡарау, Пос осатыу. В прошлом жители поселения в нарядных одеждах пели песни под гармонь, плясали, разводили костры, устраивали чаепития. Дети отправляли на льдинах самодельные кораблики и долго бежали вдоль берега за своей льдиной, наблюдая, чей кораблик обгонит все остальные. Праздничная часть этого события на сегодня утеряна, но люди по-прежнему ходят к любимым рекам, прощаются с болезнями, загадывают желания и бросают монетки на льдины.

После очищения рек и таяния снегов, до того как начинаются сельскохозяйственные работы, сибирские татары направляют своё внимание на культ предков. Во всех населённых пунктах проводят обряд Цым. В этот день очищают могилы и приводят в порядок оградки. Вместе с муллой читают поминальные молитвы предкам до седьмого колена. Заранее покрашенные луковой кожурой яйца съедают, а скорлупу разбрасывают над могилами. Затем в домах проводят ҡатым – обряд поминовения предков.

Многие календарные праздники и обряды возникли в глубокой древности, когда от получения хорошего урожая зависело не только благополучие, но и само существование людей. Поводом для возникновения ряда обрядов нередко служило желание оградить себя от природных катаклизм.

Среди земледельческих праздников и обрядов известен Аш цацыу или Пәлен – день первой борозды. Накануне этого праздника все посещают баню, прибирают дом и двор. Утром устраивают праздничный завтрак, готовят куриные яйца, а затем идут в поле, где перед началом сева кладут их на первую борозду. Участники обряда приговаривают: пусть урожай будет хорошим, а зёрна большие, как яйца. Позже дети собирают их.

Также существовал праздник яиц – Йомортка пайрам. Этот праздник проводился в начале мая, оттого у него появилось второе название – Май пайрам. В отваре луковой кожуры хозяйки красили куриные яйца, которые раздавали детям. Ребята обходили сверстников, разбивая друг у друга этот ритуальный предмет. Кто разбивал крашеное яйцо соперника, тот и забирал его себе.

Теләк пайрам (шөкрәнә, күк теләк, күк ҡорманныҡ – небесная жертва) был широко распространен среди сибирских татар. Праздник восходит к общетюркским обычаям и обрядам. Теләк пайрам начинался обычно после завершения сева и появления всходов яровых. Существовала постоянная ежегодная форма 22 июня и эпизодическая при засухе или других природных катаклизмах.

Жертвенное животное – тёлку или бычка, реже лошадь или овцу, покупали на подворно собранные средства. Иногда жертвенное животное выделяли деревенские богачи. Обряд проводили возле деревенской мечети, на краю деревни либо на берегу реки.

Жертвоприношение проводили мужчины, предварив его исполнение чтением мусульманских молитв. Обряд сопровождался пожеланиями благополучия, хорошего урожая и здоровья – теләк әйтеү. При катаклизмах произносилась мольба в соответствии с природной проблемой (засуха, наводнение). Женщины в больших котлах на костре отваривали мясо, а бульон заправляли либо лапшой, либо рисом. Собирались все желающие жители деревни. По окончании трапезы начинались игры и обливание водой с пожеланиями и приговорами: «Дождь лей, лей, кашу с маслом дам» – «Йанҡыр йау, йау, майлы путҡа пирәм».

По окончании сельскохозяйственных работ, после уборки урожая, с конца сентября по начало ноября проводили праздник урожая – Ашлыҡ паш пайрам, который проходил в форме молодёжной вечеринки с играми и застольем. Также в некоторых деревнях Тюменского, Ялуторовского и Нижнетавдинского районов проводили праздник первого снега – Поҡрау пайрам.

Таким образом, народные праздники, обряды и хозяйственная деятельность сибирских татар тесно связаны с такими астрономическими событиями как весеннее, осеннее равноденствие и летнее солнцестояние, а также с иными явлениями природы, такими как ледоход, таяние снега, наводнения и засуха, выпадание первого снега и др. Многие народные праздники и обряды тесно переплетены с мусульманской религией.

Из всех перечисленных праздников и обрядов на сегодняшний день широко распространены только празднование нового года – Әмәл и обряд поминовения предков – Цым.

Автор: Земфира Шарипова, Тимур Карымов (фото)