Медиакарта
4:47 | 27 ноября 2024
Портал СМИ Тюменской области

В мирной жизни бывает труднее

О том, что живёт в деревне Овсянниковой непростой человек, работяга, воин-интернационалист Павел Григорьевич Савин, мы услышали год назад. Но встретиться тогда с ним не удалось.

- Лес заготавливает, строительство затеял, - рассказали нам. Спустя год наша встреча состоялась.

У ворот старого дома на четверых хозяев нас встречает коренастый мужчина средних лет. Нам есть о чём расспросить его: и о сельском житье-бытье, и о работе на его стройке, а ещё вспомнить о далёких годах службы.

Родился Павел Григорьевич в этом селе, здесь среди многочисленных братьев и сестёр прошли его детские годы. Из Овсянниковой в 1982 году родные провожали восемнадцатилетнего парня на службу. Тогда они и предположить не могли, что после подготовки в учебной части подмосковного города Подольска его ждали военные дороги Афганистана.

Служить нашему герою пришлось в 45-м сапёрном полку, который базировался в то время в районе города Баграма.

  • Был водителем в авто-взводе, - неохотно вспоминает Павел Григорьевич. - Грузы перевозили разные, боеприпасы.

О тех далёких годах вспоминать не любит. Говорит:

  • Кому досталось, тот не вспоминает.

А на память об афганской войне у него после контузии остался спазм лицевого нерва.

  • На 1982 год, самое начало моей службы, пришёлся разгар войны. Душманы – такой же народ, от прочего не отличался: днём мужчина, может быть, в лавке торгует, а ночью с автоматом бегает. Вместе с ними воевали и наёмники. Ездили мы через границу, в Ташкент. Когда границу закрыли, стали во-зить грузы через перевал Саланг. Душманы каждый день минировали дороги, постоянно взрывали мосты. Чтобы наладить переправу, через горные реки устанавливали перекидные мосты. А подорвался я на Паншире, когда в колонне из четырёх КамАЗов с прицепами перевозил такой понтонный мост.

После контузии воин полтора месяца пролечился в госпитале города Баграма, а поправился - продолжил службу.

  • В то время случаи контузии и не фиксировались. Раньше чувствовал себя нормально, а с возрастом ранение всё чаще даёт о себе знать, - сетует Павел Григорьевич. - Тогда в полку поздравляли. Орден Красной Звезды должен был прийти, но так и не пришёл.

А от той войны осталась у П.Г. Савина память: грамота воину-интернационалисту «За мужество и воинскую доблесть, проявленную при выполнении интернационального долга», подписанная М.С. Горбачёвым, медали «От благодарного афганского народа», «Воину-интернационалисту» и юбилейные.

В молодые годы Павла Григорьевича считалось, если парень не отслужил в армии, значит, мужчиной не стал. Да и сейчас воин-афганец полагает, что каждый молодой человек должен послужить.

Мирная жизнь для Павла началась осенью 1984 года. Вернувшись из Афганистана, стал работать шофёром, во-зил директора совхоза. А в 1985 году уехал в Нефте-юганск, обзавелся семьёй, получил квартиру. Долгие годы жизнь его текла спокойной рекой. Работал Павел Григорьевич водителем, потом в снабжении. Север наложил отпечаток на здоровье, да и афганская контузия всё чаще давала о себе знать. По состоянию здоровья «списали» водителя. Сторожил года два, пока не сократили.

Потянуло П.Г. Савина в родные края. Сдал квартиру в Нефтеюганске и приехал в Овсянникову. В селе работы нет, но настоящий мужик себе заделье всегда найдёт. Есть свой КамАЗ, значит, есть возможность на кусок хлеба заработать. Из металлолома умелец собрал кран. Устав ютиться в маленькой однокомнатной квартирке, решил серьёзно заняться обустройством своего быта. Что сделал за это время, хозяин охотно согласился показать нам.

Попетляв по Овсянниковой, останавливаемся около стоящей у дороги техники. Постройки на участке П.Г. Савин называет «стройкой в одни руки», потому что делать здесь всё пришлось своими руками, ни на кого не рассчитывая. Правда, иногда приходил на помощь сосед, перебравшийся сюда больше двух лет назад из Лайтамака.

  • Банька готова, внутри отделана, только печь осталось сложить, - поясняет хозяин.

Чуть ближе довольно объёмное строение – гараж. Техники в хозяйстве много, нужно куда-то поставить.

Под глубокими сугробами едва угадывается фундамент дома. Павел Григорьевич продолжает рассказ:

  • Фундамент заложил большой - 9 на 12 метров. Погреб уже готов. Экскаватором выкопали яму, а выкладывал его сам: плиты с помощью крана положил, залил, засыпал керамзитом.

С приходом весны жизнь на этой строительной площадке снова закипит. И лес давно готов, лежит неподалёку. Стены дома будут выложены из блоков. Тут надо бы нанять работников, одному этим заниматься тяжело.

  • Участок в 23 сотки пока взял в аренду. Дострою дом, потом в собственность можно будет оформлять, - поясняет П.Г. Савин.

Если взяться с умом, любую проблему можно решить. Дом построить – не проблема, проблема подвести к нему коммуникации.

  • Соседи переехали сюда из Лайтамака. Третий год уже живут, а электричества в доме до сих пор нет. Выручает дизель-генератор, - рассказывает Павел Григорьевич.

Жить без света - чем не Заболотье? Можно протянуть линию электропередачи, всё для этого приготовили хозяйственные мужики. Хотели сами столбы поставить и линию провести. Но тянуть её им не позволили, мотивируя отсутствием проекта. Так до сих пор ни проекта, ни линии.

Водопровод до строящихся домов на улице Газовиков тоже не дошёл. Ближайшая колонка метрах в трёхстах замёрзла, теперь за водой приходится ходить за полкилометра.

Дом Павел Григорьевич, конечно, достроит, сомнения нет. Только как в нём жить, если коммуникаций нет?

Вспоминая афганские уроки, бывший воин нет-нет да и подумает, что в мирной жизни иногда выжить сложнее.

Елена ЛИМОРЕНКО,

фото Тимура КАРЫМОВА