Именно так называется один из пяти приоритетов Стратегии развития Уватского района. В здании Физкультурно-оздоровительного комплекса «Иртыш» 4 марта прошли итоговые общественные слушания по Проекту Стратегии социально-экономического развития Уватского муниципального района до 2030 года, включающей мероприятия по её реализации. В обсуждении документа приняли участие руководители районной администрации, главы сельских поселений, депутаты муниципальных образований и представители бизнес-сообщества.
Выступая с итоговым документом, руководитель проекта Ирина Астраханцева напомнила, что при подготовке Стратегии эксперты изучили аналитические отчеты различных ведомств районного и областного масштабов, общественное мнение жителей разных возрастов и разных социальных групп.
Разработчики Стратегии составили подробный комплексный план социально-экономического развития Уватского муниципального района, взяв за основу пять приоритетов. В том числе: «Уват красивый» - активизация благоустройства, создание красивого и современного общественного пространства, индивидуального архитектурного облика населенных пунктов; «Уват современный» - активное развитие инфраструктур; «Уват промышленный» - развитие кластера нефтедобычи, не фте- и газопереработки, и нефтесервиса, и лесопромышленного кластера Тюменской области в Уватском районе; «Уват аграрный» - формирование агропромышленного комплекса, развитие кооперации, малых форм хозяйствования и самозанятости и «Уват туристский» - развитие туризма для роста малого и среднего предпринимательства.
Бурное обсуждение проходило по всем этим направлениям. Именно второму приоритету собравшиеся уделили максимум внимания. Все мы знаем, что наш район очень растянут как с севера на юг, так и с запада на восток. Промышленное и хозяйственное развитие территории сковывает отсутствие развитой инфраструктуры. Причины кроются и в огромных расстояниях, и непроходимых болотах, изрезанных огромным количеством водных преград.
В Стратегии предусмотрено создание сети автомобильных и железнодорожных дорог, строительство мультимодальных транспортно-логистических терминалов в пос. Демьянка, в районе поворота на пгт. Горноправдинск, в пос. Туртас и в с. Уват. Плюс к этому создание крупного распределительного логистического центра федеральной розничной сети в Туртасе.
Ни для кого не секрет, что существуют определенные сложности при освоении нефтегазоносных месторождений Уватского района. Доставка грузов и строительных материалов осуществляется по имеющимся трассам с твердым покрытием и по зимникам. В условиях те плых зим период зимнего завоза сокращается, поэтому авторы Стратегии предусмотрели строительство автодороги Туртас - граница Уватского района с выходом на вахтовый поселок Пионерный Томской области протяженностью около 540 км (в границах района - 346 км). По их мнению, это сократит транспортное плечо по маршруту Туртас - Стрежевой - Пионерный на 410 километров и позволит круглогодично обеспечивать доставку грузов в районы перспективного освоения нефтегазоносных месторождений, обеспечит круглогодичную связь с населенными пунктами Уватского района д. Калемьяга и д. Нефедова, станет опорным маршрутом для дальнейшего освоения труднодоступных территорий Тюменской области и Томской области, относящихся к Западно-Сибирской нефтегазоносной провинции.
Они считают, что для реализации проекта целесообразно использовать механизм создания консорциума по строительству и эксплуатации платной автомобильной дороги, участниками которого могут стать крупнейшие российские нефтегазодобывающие холдинги и компании, осуществляющие деятельность на территории Тюменской и Томской областей: ПАО НК «Роснефть», ПАО «Газпромнефть», ОАО «Сургутнефтегаз» и другие.
Отсутствие хорошей схемы логистики тормозит и другую важную отрасль района - лесную. Проектом Стратегии социально-экономического развития Тюменской области до 2030 года определены главные направления ее развития. Они заключаются в глубокой переработке древесины, формировании производственных кластеров на базе крупных лесоперерабатывающих предприятий и вовлечение в эксплуатацию перспективных лесосырьевых территорий. Возможный ежегодный объем заготовки древесины в нашем районе (расчетная лесосека) составляет 5 миллионов кубометров.
Стратегия развития Уватского района предусматривает создание комплекса по заготовке древесины и ее переработке - завода по производству фанеры мощностью 108 тыс. м³ в год в Осинниковском сельском поселении, создание производства по выпуску продукции из дерева (брус, пиломатериал, домокомплекты) в Демьянском сельском поселении, развитие лесоперерабатывающего предприятия, расширение ассортимента продукции и создание производства деревообработки (лесопильный цех, пилорама) в Соровом сельском поселении. Кроме того, в Туртасском сельском поселении наладить строительство производства топливных гранул, пеллет из отходов лесопереработки, создание комплекса по заготовке, складированию и сортировке древесины для дальнейшей переработки, создание производства по выпуску продукции деревообработки (цех обработки древесины).
Но для доставки оборудования сырья и отгрузки готовой продукции необходима хорошо развитая транспортная сеть. Имеющаяся федеральная автомобильная дорога уже сейчас не справляется с растущим потоком транспорта. Стратегически важным решением этой проблемы, по мнению авторов стратегии, стало бы строительство нового участка железной дороги Тюмень - Сургут вдоль федеральной трассы Тюмень - Ханты-Мансийск от ст. Юность Комсомольская до 475 км федеральной трассы Тюмень - Ханты-Мансийск с обустройством вокзалов или станций с. Уват, с. Осинник, с. Демьянское, а также более активное использование водного транспорта.
Результатом реализации Стратегии в экономике должно стать расширенное развитие добычи нефти и попутного газа на территории района, обусловленное активной стадией освоения имеющихся обширных запасов нефтегазовых ресурсов, что обеспечит стабильный экономический рост; формирование на территории района новых производств газопереработки и лесопромышленного кластера приведет к увеличению объемов отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг по обрабатывающей промышленности. Агропромышленный комплекс, включающий животноводство, кормопроизводство, рыбодобычу и рыборазведение, в долгосрочной перспективе должен стать более значимой отраслью экономики, продукция которой обеспечивает потребности как собственно районного рынка, так и продвигается на новые рынки.
Развитие внешних транспортных связей станет доступно благодаря созданию нескольких крупных транспортно-логистических центров, строительству новых транспортных магистралей и транспортных узлов.
Коренные изменения в экономике непосредственно скажутся и на социальной сфере.
Улучшится доступность, повысится качество базовых социальных услуг, к числу которых относятся, прежде всего, медицинское обслуживание, образование и социальная поддержка.
После бурного обсуждения (при одном голосе «против») Стратегия была принята к исполнению.
Фото автора
Например, к 2030 г. в сфере экономического и инфраструктурного развития планируется: увеличение объёма отгруженной продукции собственного производства в 2,7 раза до 708 млрд. руб.; снижение до 6,4 % доли автомобильных дорог, не отвечающих нормативным требованиям.