Для горожанина Валентина Рубцова увлечение живописью не стало профессией. Это скорее отдушина, способ отвлечься от повседневных забот и запечатлеть на бумаге приятные жизненные моменты.
Валентин Павлович давно на пенсии. Всю жизнь проработал сварщиком на заводоуковских предприятиях. Говорит, что после трудового дня он закрывался дома в комнате, брал в руки кисти, краски и рисовал по памяти дорогие сердцу уголки своей малой родины. «Баловался» в основном пейзажами: вот утренний туман расстилается над Тоболом, а вот одетый «в багрец и золото» лесок близ озера Карасье. С десяток картин Валентин Павлович посвятил родному селу Яковлево.
– Я родился в военном 1941-м в краю бесчисленных берёз, – начинает свой рассказ художник-самоучка. – Отец мой прошёл всю войну, но, вернувшись с фронта, вскоре умер от чахотки. Мама говорила, что тяга к карандашу у меня от него – до войны отец частенько брал уголёк и разрисовывал то печку, то какую-нибудь жестянку. После школы я, было, хотел поступать в художественное училище в Нижнем Тагиле, но старший брат убедил, что быть сварщиком на заводе престижнее.
Своё увлечение Валентин Рубцов не забросил и в армии. Служил в Военно-воздушных войсках. Днём он, как и все, занимался боевой и политической подготовкой, а вечером рисовал боевые листки, оформлял стенгазеты. Бывало, звёзды и номера на советских истребителях «МиГ-15» на аэродроме подкрашивал.
В 1970-х, уже человеком семейным, Валентин Павлович узнал от жены, работавшей тогда в Доме пионеров, что в Тюмени открылась очно-заочная школа художников-оформителей. Поступил и два раза в год посещал мастерские тюменских художников, изучал цветоведение и правила перспективного сокращения.
Говорит, что учился в школе для себя, а вот некоторые его коллеги – ради корочек художника-оформителя, без которых они не имели права рисовать портреты... Ленина! Заказ на плакат с вождём мирового пролетариата В. Рубцову поступил лишь однажды. С заданием он справился, но, положа руку на сердце, признаётся, что портрет – не его конёк. Как, впрочем, и городской пейзаж, который предпочитал писать заводоуковский художник Станислав Попович.
– Со Станиславом Сергеевичем я встречался несколько раз. Мы вместе участвовали в районных выставках, – рассказывает Валентин Павлович. – Но урбанистический стиль, как Попович, я так и не полюбил. Родные просторы – поля, речушки, пригорки, овраги – мне ближе. Второе дыхание у моего собеседника открылось на пенсии. Книга «Третьяковская галерея» стала для него настольной. Он пытался подражать Поленову и Шишкину, Грабовскому и Саврасову. Даже серию картин «Времена года» нарисовал. А вот в последнее время разленился – ни одного наброска не сделал. Зато увлёкся милыми безделушками – смастерил из дерева и металла подсвечники, полочки и подставки под цветы. Говорит, руки чешутся! Да и домашним нравится.