Среди учреждённых в 1941–1945 годах наград есть только одна, посвящённая взятию или освобождению не иностранной столицы, а города-крепости – медаль «За взятие Кёнигсберга».
Столица Восточной Пруссии была мощной крепостью. С приближением фронта Кёнигсберг ещё более укреплялся – было создано три кольца обороны. Первое – в шести–восьми километрах от центра города из траншей, противотанкового рва, проволочных заграждений и минных полей с пятнадцатью фортами. Второе кольцо – по окраинам города из каменных зданий, баррикад, огневых точек на перекрёстках и минных заграждений. Третье, в центре – девять бастионов и башен. В городе располагались большие подземные склады и арсеналы – созданы все условия для длительной обороны.
Операцию по взятию Кёнигсберга поручили 3-му Белорусскому фронту под командованием маршала Александра Василевского. Для штурма сосредоточили группировку войск численностью более 100 тысяч человек. Важная роль отводилась артиллерии – орудиям большой и особой мощности, а также бомбардировочной авиации. В штурмовые отряды и группы привлекали солдат, имевших опыт уличных боёв, прежде всего участников Сталинградской битвы.
Гитлеровское командование, вдохновляя солдат, обращалось к советскому опыту: «Русские, опираясь на слабые сухопутные укрепления Севастополя, защищали город 250 дней. Солдаты фюрера обязаны столько же времени продержаться на мощных укреплениях Кёнигсберга!». В ответ накануне штурма с советской стороны через радиоустановки по-немецки прозвучала фраза: «Мы обороняли Севастополь 250 дней, а освободили за четыре».
6 апреля советская артиллерия обрушила на крепость лавину огня, сметая укрепления противника. Около полудня штурмовые группы начали наступление. Немцы сражались отчаянно, но к исходу дня советским частям удалось продвинуться вперёд и перерезать железную дорогу Кёнигсберг – Пиллау.
7 апреля немцы провели серию контратак, пытаясь переломить ситуацию. Однако к вечеру части Красной армии продвинулись вперёд ещё на 3–4 километра. Заняли порт, вокзал, ряд важных промышленных объектов и окончательно отрезали Кёнигсберг от земландской группировки.
8 апреля немцам было предложено сдаться. Они отказались и продолжили сопротивление.
К вечеру 9 апреля советские войска заняли северо-запад, запад и юг города. Комендант Отто фон Ляш принял ультиматум советского командования и отдал приказ о прекращении сопротивления.
Операция по взятию Кёнигсберга была осуществлена с минимальными потерями. По данным штаба 3-го Белорусского фронта, с 1 по 10 апреля 1945 года убито было 3506 человек, пропало без вести 215, ранено 13177. Немецкая группа войск, оборонявшая крепость, была уничтожена. Потери составили 41915 убитыми, захвачено в плен 91853 гитлеровца, в том числе 1819 офицеров и 4 генерала.
Взятие Кёнигсберга было отмечено в Москве салютом высшей категории – 324 орудия совершили 24 артиллерийских залпа. За штурм города-крепости 235 солдат и офицеров Красной армии были удостоены звания Героя Советского Союза. Медалью «За взятие Кёнигсберга» наградили 760000 человек, среди них наши земляки – Иван Алексеевич Замятин, Алексей Веденневич Аминин, Иван Никифорович Замятин, Степан Павлович Горчаков, Николай Георгиевич Нарулин, Иван Федотович Гольцов и другие. В боях был ранен Владимир Георгиевич Мозгунов. Благодарность от Генералиссимуса Советского Союза получил Венедикт Михеевич Белозёров.
Немецкая история столицы Восточной Пруссии подошла к концу – Кёнигсберг после войны стал советским городом, который в 1946 году был переименован в Калининград.