Медиакарта
16:49 | 23 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Пройдём по следам лютеран

08:24 | 21 апреля 2020
Источник: Красная звезда

Представители этой религиозной ветви проживали на нашей территории

   Что такое православное христианство, знают все. Это наиболее распространённая религия на территории России. Предки современных россиян бережно к ней относились и передавали следующим поколениям. А что представляет из себя лютеранство? Ответить на этот вопрос многие затруднятся.

   А ещё больше людей удивится, узнав, что оно напрямую связано с историей нашего края. На территории Викуловского района в 19 веке проживали представители этого религиозного движения. Они, как и местные жители, вели хозяйственную деятельность, заключали смешанные браки…                                

   Говоря о России 18 и 19 веков, представляешь прежде всего образ православного общества. Христианство в те времена исповедовали и богатые купцы, и бедные крестьяне. Повсюду строили храмы, люди были набожными, усердно молились. В нашем таёжном уголке Западной Сибири та эпоха рисовала точно такую же картину, как и в других русских губерниях. В каждом крупном селении была своя церковь, верующие соблюдали церковные праздники, старались жить так, как предписывает религия. Об этом свидетельствуют записи в сохранившихся метрических книгах. Несколько таких книг хранится в Викуловском краеведческом музее им. А.В. Давыдова. Отголоски всех крупных событий, происходящих в государстве, так или иначе, находили отклик в нашей глубинке. О том, как жили наши предки в Сибири, к сожалению, теперь уже, кроме этих церковных книг, не расскажет никто.

   Согласно метрикам на территории Тарского уезда Тобольской губернии (так ранее называлась территория Викуловского района) проживали не только православные христиане, но и лютеране. Исповедуемая религия того или иного человека, упоминаемого в метриках, всегда обозначалась. Среди записей о том, кто из крестьян родился-женился, исповедался, крестил детей, кого позвал в воспреемники, необычная отметка «лютеранского вероисповедания» вместо привычного «православного» сразу бросается в глаза. Много ли иноверцев проживало на нашей территории или только единицы? Откуда они здесь взялись? Чем они отличались от коренного населения? Попробуем разобраться.

Кто такие лютеране?

   Появление лютеран в России относят к 16 веку. Первые из них прибыли сюда почти сразу после возникновения лютеранства на Западе. Это старейшая и самая крупная ветвь протестантизма, то есть религиозного движения, включающего все те западные вероисповедания, которые не выходят за рамки христианской традиции, но отличаются от римско-католической. Основал эту ветвь реформатор Мартин Лютер.

   Лютеранство отличается от православия прежде всего учением о спасении. В православии спасение – это путь борьбы с грехом и постепенное обожествление человеческой природы через благодать. В лютеранстве -- это  дар от Бога, а не путь.

   Представители этой религии говорят о том, что человек уже стал божествен, благодаря жертве Христа. Лютеране не признают некоторых таинств и книг святых, у них не принято крещение младенцев, отрицается монашество.  Под делами, заповеданными Богом, в лютеранстве подразумеваются дела, совершаемые каждым в меру своего призвания. К примеру, отец должен трудиться, чтобы прокормить жену и детей и воспитать их в страхе Божьем, мать должна рожать и воспитывать детей и ухаживать за ними, князь и все облечённые властью должны управлять землёй и людьми. Также существует ряд других существенных отличий.

   Влияние лютеранства укрепилось во времена Петра I, стремившегося привлечь в страну иностранных специалистов. Тогда приглашали ко двору на службу докторов, аптекарей, художников, переводчиков и военных из разных стран. Многие из них были лютеранами, чаще всего – датчане, немцы, шведы, финны.

   В 16-19 веках численность лютеран в России увеличилась в результате войн, поскольку к территории России присоединялись земли с лютеранским населением. Прибывшие лютеране селились в Москве, Владимире, Угличе, Костроме, Нижнем Новгороде и других городах и сёлах. Им было разрешено иметь свои церкви.

   Трёхсотлетнее правление дома Романовых благоприятно отразилось на росте численности лютеран и расширении территории их расселения. В эпоху дворцовых переворотов особо благоприятным для лютеран временем было царствование Анны Иоанновны (1730-1740 годы). В её окружении было много иностранцев лютеранского вероисповедания, некоторые из них занимали высшие должности. С 1832 года положение лютеран в России стало официально регламентироваться.

Что лютеране «забыли» в Сибири?

   Появление институтов лютеранства на Урале непосредственно связано с победой России в Северной войне (1700-1721 годы). История его возникновения здесь тесно связана с развитием внешней и внутренней политики России. Диаспора формировалась из двух основных категорий: военнопленных и иностранных специалистов — инженеров, рудных мастеров, металлургов, горняков. Численность лютеранского населения на Среднем Урале постоянно росла. Согласно данным Всероссийской переписи 1897 года, на территории Пермской губернии таковых находилось уже более тысячи.

   В начале 19 века Сибирь становится местом ссылки как для русских каторжников, так и для лютеран. То есть одни лютеране были добровольными переселенцами в глушь, другие – нет. Расселение проводилось с учётом национальности ссыльных в специально организованных поселениях в Тобольской и Енисейской губерниях. Контингент верующих-ссыльных был разнообразным.

   Добровольные переселенцы концентрировались преимущественно в крупных городах, а сельские общины были малочисленными. Известно, что в начале 19 века в Сыропятовской волости Тюкалинского округа Тобольской губернии были основаны лютеранские поселения Рига, Нарва, Гельсингфорс, Ревель.

Лютеране приходили в Никольский храм

   Викуловский район раньше относился к Тобольской губернии. С помощью метрических книг отметки о пребывании иностранцев в разных волостях можно найти и у нас. Поищем их в Озёринской волости.

   Село Озерное (ранее Озёринское) располагалось на почтовом тракте Тара -Тобольск. Деревянный храм во имя святителя Николая Чудотворца был построен здесь в 1854 году и впоследствии перестраивался. В православной энциклопедии «Древо» сказано, что позже здесь был освящён придел Серафима Саровского. Самостоятельный Озёрнинский приход, находившийся в ведении Тобольской кафедры, упоминается в начале 1880-х годов. Чтобы отыскать лютеран в Озёринской волости, я просмотрела метрические книги 1854-1862 годов, а также 1894-го.

    Представителей этого религиозного движения оказалось немного. Следовательно, можно сделать вывод, что в нашу глубинку они не особо стремились.

    Малочисленность лютеран способствовала тому, что для них были характерны смешанные браки и переход в другие вероисповедания, не только протестантского направления, но и в православие. Те, кто встретился на страницах церковных книг, сами обращались в Никольский храм.

   Как уже говорилось выше, записи об иноверцах сразу выделяются на фоне остальных. Кроме отметки о вероисповедании, привлекают внимание их имена и фамилии нетрадиционные для сибирской местности. В метрической книге Озёринской волости есть такая запись за 1894 год:

   «23 мая, бракосочетались: слободы Викуловской крестьянин из ссыльных Илия Адамович Рюкелен, лютеранского вероисповедания, первым браком» и «деревни Боярки крестьянская девица Агриппина Георгиевна Юрьева, первым браком».

   Почему этот человек женился на девушке из другой волости, и именно из деревни Боярки? Она находилась в 15 километрах от Ачимово и образовалась в 1848 -1850 годах на границе Тарского и Тюкалинского округов. Сначала принадлежала Пановской волости, но уже в 20 веке отошла к Викуловскому району. Первыми её заселили финны. Так её в народе и называли – «финская деревня». А «имя» она получила от волостного старосты по фамилии Бояркин. Финны были лютеранами. Есть ли здесь какая-то взаимосвязь? Вполне возможно. Раз в соседнем Тюкалинском округе и Боярке проживали лютеране, они могли быть знакомы с лютеранам соседних волостей. Кто знает, может быть, часто приезжая в финское поселение, Илия Адамович приглядел себе в жёны православную крестьянку? И вот ещё одна запись того же года:

   «28 октября, бракосочетались: Калининской волости крестьянин Матис Мартынович Матисов, лютеранского вероисповедания, первым браком» … и «деревни Боярки крестьянская девица Татиана Стефановна Алексеева, православного вероисповедания, первым браком». Опять же сватать невесту исповедующий лютеранство едет не куда-то, а в Боярку.

   Некоторые лютеране обращались в православие. Происходил этот обряд в той Никольской церкви села Озёринского. В метрической книге графе «Крестившиеся» от 4 октября 1859 года есть такая отметка:

   «Четвёртого числа сего октября по чину православной церкви присоединяется миропомазанием из лютеранского исповедания дочь, девица Пановской волости Ульяна Пименовна Семёнова, которая восемнадцати лет и восьми месяцев». Опять же фигурирует соседняя с Озёринской Пановская волость.

   Точно также обратился из лютеранства в православие 30 октября того же года Иван Иванович Геиналаин (фамилия лютеранина неразборчива). Он также из Пановской волости, выселка Боярского. Ему на тот момент было 20 лет и восемь месяцев.

   Попалась и такая информация: «23 января 1856 года бракосочетались: деревни Базарихи поселенец Алексей Матвеевич Добровольский, римско-католического вероисповедания и деревни Базарихи крестьянская девица Анна Антоновна Квашнина, православного вероисповедания». Однако римско-католическое отличалось от лютеранского.

   Стоит отметить, что коренных сибиряков той или иной деревни подписывали как «крестьяне», а иных – «поселенец» (равнозначно слову ссыльно-поселенец). Значит, жених тут явно был не местный.

   Конечно, это не все «следы» лютеран на нашей земле, можно найти ещё. Возможно, потомки некоторых и до сих пор тут живут. Сибирь всегда была землёй мужественных и свободных людей – здесь не было крепостного права. Потому население гостеприимно принимало в этих краях всех – ссыльных, каторжников, переселенцев, иностранцев. Ещё в далёком 19 веке, до революции и двух мировых войн, здесь сложилось веротерпимое отношение к разным религиозным формам…

                                                                                     

Автор: Анна НАУМОВА