«Здравствуй, мамаша. Сообщаю тебе, что живу не плохо. Каждый день с утра до вечера занимаемся. Живем в лагерях. Спим в палатках. Так проходит каждый день. Столуемся в столовой. Иной раз не хватает пайка, после хорошей маршировки. Вспоминаю часто дом, думаю: так бы поесть домашней стряпни. Да не видать ее скоро.
Ну пока, всё. 18.05.40.
Как мамаша вы живете? Где устроилась работать? Как твое хозяйство? Сумеешь ли прокормить корову весной? Если прокормишь, то держи ее. Не продавай. Тебе лучше».
Такое письмо пришло в деревню Терехина Екатерине Борисовне Кабаковой от своего старшего сына Кузьмы.
В далеком 1921 году их семья перебралась в Сибирь от разразившегося в Поволжье голода.
После долгих скитаний остановились в Уватском районе. Глава семейства И.П. Кабаков умер от тифа и на новом месте Екатерина Борисовна с двумя сыновьями Кузьмой и Лазарем осталась без кормильца (он был портным, хорошим мастером по пошиву мужской одежды). Она не растерялась, постоянно нанималась на разные работы и подняла на ноги обоих сыновей.
Кузьма и Лазарь окончили Тобольский педагогический техникум и были направлены учителями в школы района. Кузьма учил деревенских ребятишек в деревне Стерхова гора, что располагалась недалеко от Терехиной.
В 1939 году Кузьма Иванович был призван на срочную службу в Красную Армию. Как имеющего образование его направили в Красноярский край в учебные лагеря.
«Я живу в армии хорошо. Весело у нас. Я не один, а нас много. А когда кончу свой срок службы, тогда уж приеду домой. А сейчас продолжаю служить. Принял присягу воинской службы 3 мая. Принял присягу я не один, а все бойцы наши и командиры. Во время службы за мной не было еще замечаний от командиров. По боевым и политическим предметам оценки у меня хорошие и отличные. Ну пока, всё. 26.05.40.
С приветом сын Кабаков.
Да, напишите. Получили ли карточку из Тобольска».
А в это время на западе уже близилось начало Великой войны. Зимняя операция на советско-финской границе показала, что границу нужно укреплять. Их часть почти через всю страну перебрасывают на запад, в Мурманск.
«Здравствуй, братишка! Сообщаю тебе, что тронулся с места. Прошу не писать по старому адресу. С места напишу. Еду весело с песнями. Передай привет мамаше и знакомым.
С приветом К. Кабаков. 07.06.40. Наверно мне теперь долго не придется побывать дома».
«Здравствуй, Лазарь. Пишу второе письмо с пути. Проехал Тюмень, Свердловск, Киров, Петрозаводск. Скоро буду в Мурманске. Сегодня отдыхаем в Мончегорске (недалеко от Мурманска). Разбили по частям. Все уватские разделены. Я один из уватских записан в Мурманск в тяжелую артиллерию. Думали, что нас с Мальковым вместе, но его в Кировский артиллерийский полк. Не хотелось расставаться. Заливин, Копылов, Юрченко - в связи. Ну пока, всё.
С красноармейским приветом братишка К. Кабаков. 18.06.40.».
Погода в северном Мурманске была плохой. Часто шел дождь. Воздух был влажным.
Кузьма Иванович был зачислен в артиллерийскую школу, где готовили связистов, радистов и разведчиков. На свежем воздухе курсанты занимались физкультурой и другими предметами. Жили они в палатках. Кузьма много времени проводил на полевых учениях.
А в далекой Сибири его брат Лазарь Иванович работает школьным инструктором в Увате. Вместе с матерью они переезжают в райцентр и селятся по улице Советской, дом 5. В своих письмах Кузьма интересуется жизнью села, спрашивает о знакомых, в том числе и о девушках.
«Лазарь!
Пишу тебе особую записку. Всё же не удобно писать обо всем. Как время проводишь? Интересно знать и про уватских девушек. Где работает М.Ш.В. (терехинская). Как Варя, не вышла в замуж? Будто бы за нее сватались?
О себе. По-настоящему еще и не познакомился с девушками. Есть у нас тут клуб, но туда лишь по выходным заглядываем.
С приветом братишка Кабаков».
В начале декабря 1941 года после окончания артшколы Кузьма Иванович был назначен командиром отделения 2-й батареи 208-го гаубичного артиллерийского полка. Как он сам признавался в письмах, что живет хорошо. С красноармейцами занимается по предмету спецдело, изучая оптические приборы по наводке артиллерийских орудий.
21 июня 1941 года полки, которые дислоцировались в Мурманске, Мончегорске и Кировске, были подняты по тревоге, и им было приказано марш-броском выдвинуться к государственной границе с задачей прикрыть мурманское направление.
К началу июля 1941 года они вышли на рубеж реки Лица и со 2 июля 1941 года вели бои на этом рубеже, где 17 октября 1941 года враг был остановлен и фронт стабилизировался до осени 1944 года. В одном из боев 16 июля 1941 года Кузьма Иванович получил ранение и был направлен в госпиталь Северного флота в Ленинграде.
Потом его направляют на переформирование в Чебаркуль Челябинской области. В звании младшего лейтенанта он командует взводом 145-го отдельного пулеметного батальона. В июле 1942 года их бросают в самое пекло битвы под Сталинградом, на южный участок. Потери Красной Армии на этом направлении были просто огромными.
Так, например, 64-я Армия по журналу боевых действий потеряла 34 245 человек, в том числе: убито - 7 998 чел., ранено - 14 852, пропало без вести - 11 395.
В числе пропавших без вести числился и Кабаков Кузьма Иванович.
В 1994 году его брат Лазарь Иванович обращается в Уватский районный военкомат о розыске и установлении судьбы военнослужащего Кузьмы Ивановича Кабакова. Центральный архив Министерства обороны выдал справку о том, что командир взвода, младший лейтенант Кабаков Кузьма Иванович пропал без вести и исключен из списков офицерского состава приказом от 2 января 1946 года.
До 2013 года Кабаков Кузьма Иванович значился в списках пропавших без вести. О судьбе родного человека его близкие, живущие в Осиннике, узнали из письма Антонины Васильевны Назаровой, которая проживает в Ленинградской области в пос. Тельмана. Она с сыном, два энтузиаста, бескорыстно ведут поиск погибших, пропавших без вести, умерших в плену солдат. Делают они это не по должности, не по обязанности, а просто по велению своего сердца. Это их маленькая частичка благодарности солдатам, не дожившим до Победы, за подаренный мир и свободу. Огромную, бесценную помощь по установлению личности Кузьмы Ивановича Кабакова оказал его родственник - писатель, краевед, автор многих книг Геннадий Германович Кабаков.
Оказывается, Кузьма Иванович Кабаков в том бою 7 июля 1942 года попал в плен и в числе военнопленных был направлен в лагерь для красноармейцев № 357 в Германию. Его лагерный номер - 21251 и числился он под именем Константина Ивановича Кабакова. Имя и звание изменены, так как офицеров в немецком плену почти сразу же расстреливали. Попав в фашистские застенки, он понимал и знал, что выхода оттуда нет, при этом адрес самого родного человека - матери Екатерины Борисовны Кабаковой и место своего рождения указал верно.
«Мамаша, прошу вас обо мне не беспокоиться. Наберитесь терпения. Я скоро не приеду. Когда уж кончится война, тогда ждите. А пока идёт война, нечего и думать о доме. Выслал я из госпиталя 3 фото. Получили ли?
К. Кабаков 14.04.42».
Кузьма Иванович Кабаков умер 27 марта 1943 года в лагере под Ростоком в Германии и похоронен в Бентвише. Ему не исполнилось и тридцати лет.
До последней минуты, до последнего вздоха в его душе жила маленькая искорка надежды на то, что, если сохранятся документы, пусть даже через много лет, откроется его страница служения Родине и своему народу.
Фото и письма из архива
Анатолия Лазаревича Кабакова