Валентина Рыкованова из посёлка Речного – одна из 316 тружеников тыла, живущих сегодня в городском округе
Война отняла у неё детство и отрочество, но Валентина Владимировна говорит, что характер у неё «нордический стойкий». Однако она не может без слёз вспоминать, что ей пришлось пережить во время Великой Отечественной.
– Нас у мамы с папой шестеро было. До войны мы жили в Гилёво. Небогато, но сносно, – рассказывает Валентина Рыкованова. – Отец слыл большим тружеником и от зари до зари работал в колхозе. Да только не суждено ему было Родину защищать: он умер внезапно в 1940-м. А через год, когда на страну немец напал, односельчане посоветовали маме перебраться из Гилёво в посёлок Урожайный: против колхозной в совхозе жизнь была куда лучше. Так мы оказались на втором отделении спиртсовхозкомбината…
Самое сильное впечатление Валентины Владимировны о войне – это голод. Есть хотелось всегда. Летом и осенью она вместе с сёстрами и братьями пропадала в лесу, собирала ягоды и грибы. Семья сажала много картофеля. Но его на такую ораву всё равно не хватало. Иной раз картошку продавали, чтобы выручить деньги на хлеб.
– Вся работа в огороде ложилась на нас, ребятишек, – продолжает бабушка. – Маму мы, можно сказать, не видели. Она и в поле работала, сено и дрова для совхоза заготавливала, а зимой в начальной школе пол мыла. В 1941-м я уже в пятый класс пошла. Помню, как учитель водил нас на поля, где мы, обессиленные от голода и босые, собирали колоски. А старше стали, уже в посевную и уборочную взрослым помогали. Какая там учёба!
После войны Валентина Рыкованова трудилась в спиртсовхозкомбинате учётчицей и весовщиком. Говорит, что шустрой была, заводной. Умела не только хорошо работать, но и отдыхать: спеть или сплясать Валентину Владимировну уговаривать не нужно было. Замуж вышла в начале 1950-х за своего одногодку Николая Рыкованова. Он увёз жену в посёлок Речной. На первое время совхоз выделил молодым супругам избушку. Трое сыновей у Рыковановых родилось и одна дочка. Но женское счастье Валентины Владимировны оказалось недолгим – в 1971 году главы большого семейства не стало… Сколько сил нужно было, чтобы в одиночку поднять ребятишек! Но она справилась. Сегодня уже дети и внуки Валентины Владимировны – её поддержка и опора.
– Одного сына недавно схоронила, – вздыхает Валентина Владимировна. – Старший Владимир живёт со мной. Когда-то работал сварщиком в совхозе, сейчас на пенсии. Сын Алексей – глава сельской администрации в Падуне. А дочь Евгения у меня – в Новой Заимке. Я десятерых внуков вынянчила! Один из них, Сергей, долгое время учил в Падуне ребятишек военному делу. Правнуков у меня 13. С ними водиться уже не довелось – здоровье подвело. Как ни крути, а мне ведь на днях 92 года исполнилось.