Мы, внуки и правнуки рядового Победы Тухтасына Шакировича Махмутова, склоняем головы в память о скромном защитнике Отечества.
Тухтасын Махмутов родился в 1913 году в Юртах Старицких. В Красной армии с 12 июля 1942 года красноармеец Махмутов служил автоматчиком отдельного батальона автоматчиков 256-й отдельной стрелковой бригады. Был награждён орденом Красной Звезды. Участвовал в боях за города Малоярославец, Малгобек Орджоникидзевского края. С декабря 1942-го служил на Закавказском фронте. Пропал без вести, словно в воду канул.
В течение последних лет, когда начала приоткрываться полоса секретности в военных архивах, мы пытались узнать о судьбе прадеда. Однако поиски пока безрезультатны, документов, проливающих свет на место гибели солдата, обнаружить не удалось. И всё же мы рук не опускаем, не теряем надежды получить хоть какую-то весточку. Благодаря поисковому движению возвращены из небытия тысячи имён найденных во время экспедиций погибших воинов. Для нас и наших детей очень важно узнать, где сложил голову их прадед, поклониться солдатской могиле, передать память о нём вступающим в жизнь потомкам.
От имени родных и близких внучки Фаусия и Гульфира
2020-й – Год памяти и славы в России. Пришли к «Переправе». Поисковики из Ленинградской области просят жителей Тобольского района оказать содействие в помощи родственников погибших красноармейцев, наших земляков, чьи останки были обнаружены во время поисковой экспедиции в Лодейнопольском районе. Письмо-обращение от Дмитрия Рыполова, руководителя поискового отряда «Переправа» пришло недавно в администрацию Тобольского района.
Это будет уже третья весточка с полей Великой Отечественной войны, которая приходит к нам за последние полгода. Наверное, для каждого солдата, участника той страшной бесчеловечной бойни, пропавшего без вести и оставшегося безымянным, наступает своё время вернуться к нам, вернуться с именем и фамилией. И земля, десятилетиями хранившая тайну забвения, благодаря кропотливому труду поисковиков, достаёт их из тьмы заточения. Отдаёт, чтобы ныне живущие восстановили справедливость, вернули честное имя защитнику Родины, чтобы семьи, ничего не знавшие о своём родном человеке, воевавшем на фронте, обрели своих героев. Чтобы стало меньше одним неизвестным бойцом... Наконец, для того чтобы подарить хрупкую ниточку надежды и веры другим семьям, тщетно пытающимся найти своего отца, брата...
А помощь сибиряков очень нужна членам поискового отряда «Переправа», зарегистрированного в Ленинградской области, который занимается поиском погибших и не захороненных бойцов во время Великой Отечественной войны на территории Лодейнопольского района. Три года назад в ходе архивной работы с финскими военными донесениями поисковиками было установлено последнее место боя 7-й роты 116-го стрелкового полка 21-й стрелковой дивизии под командованием лейтенанта Вазнина.
Тайна седьмой роты. В октябре 1941-го на маленьком поле возле трассы «Лодейное поле – Вытегра» было жарко: советские бойцы атаковали финнов, форсировавших Свирь и намеревавшихся двигаться дальше, к Тихвину, на соединение с немецкими войсками. Бойцам 7-й роты удалось незаметно пройти вдоль лесного ручья Мунгало, пересечь дорогу и занять старые бараки на краю небольшого поля. Но финны их обнаружили и подожгли бараки. Красноармейцы сумели добраться до вырытых незадолго до этого окопов. Там все они и остались навечно – 95 человек во главе со своим командиром, которые, оказавшись в окружении, не отступили, не сдались врагу!
Для советского командования судьба 7-й роты так и осталась неизвестной. Все бойцы и командиры числились без вести пропавшими. Их судьбу удалось проследить спустя семь с лишним десятков лет благодаря финским архивам. За два года поисковых работ на месте боя были найдены останки 11 бойцов, трое из них – именные. По именным вещам двоих поднятых бойцов нашли родственников. Как сообщает Дмитрий Рыполов, в составе 7-й роты находилось и пять жителей Тобольского района: красноармейцы Райдин Пётр Иванович 1912 г.р., Воронов Ефим Иванович 1907 г.р., Балин Иван Николаевич 1911 г.р., Зотов Михаил Иванович 1921 г.р, Симонов С.Н. (данных об имени-отчестве и годе рождения нет).
О подвиге 7-й роты был снят небольшой фильм под названием «Мунгальский плацдарм». Он размещён на ютьюбе (канал «Дым Отечества»).
Маленький, но доблестный. Во время войны на территории Ленинградской области героически пали все районные города. Остались сражаться и не сдались врагу Тихвин, Волохов и маленький город Лодейное поле. В этом году он назван городом воинской доблести.
21-я стрелковая дивизия до начала Великой Отечественной войны дислоцировалась в городе Спасск-Дальний Приморского края. В сентябре 1941-го прибыла на территорию Лодейнопольского района, где вела бои с финскими оккупационными войсками, не давала им сомкнуться с немцами у города Тихвин и тем самым сорвала вражеский план второго кольца блокады Ленинграда.
Сегодня наша страна празднует знаменательную дату – 75-летие Победы. И, отдавая почести доблестным защитникам Родины, важно сохранить в благодарной памяти имена безвестных героев, чтобы будущие поколения знали, какой ценой достался нашей стране мир на земле.
В рамках юбилея Победы ленинградские поисковики просят оказать содействие в поиске родственников названных красноармейцев. Конечно, прошло более 70 лет, а это большой срок, время, к сожалению, не оставляет шансов и надежды найти близких погибших воинов. Но может быть, кому-то улыбнётся удача, кто-то слышал о них от родных, кто-то жил по соседству. Совместными усилиями постараемся вернуть из небытия имена земляков, отдавших свои жизни за свободу и независимость Родины. Поисковая работа на месте последнего боя 7-й роты будет продолжена. В случае обнаружения именных вещей и останков вышеперечисленных красноармейцев будет сообщено дополнительно. Откликнитесь, жители района!
Информация из базы данных ОБД «Мемориал»:
Райдин Пётр Иванович 1912г.р., место рождения: Омская область, Тобольский район, Бизинский с/с.
Балин Иван Николаевич 1911 г.р., место рождения: Омская обл., Тобольский район, Верхнефилатовский с/с.
Зотов Михаил Иванович 1921 г.р., уроженец Байкаловского района, Тобольского (?) сельсовета.
Что касается места рождения ещё двух пропавших без вести солдат, в графе «красноармеец Воронов Ефим Иванович» указано «Тобольский район, Волынский с/с», а у Симонова С.Н. – «Тобольский район, Бичкевский с\с». Но таких населённых пунктов в списке территориально-административных единиц по Омской области, куда до 1944 года входила Тюменская область, не найдено. Хотя есть некое сходство между названиями Бичкевский и существовавшем раньше Бичевским сельсоветом. А это уже какая-то зацепка. Но, чтобы установить истину, потребуется помощь старожилов, краеведов, на что мы очень надеемся. Просим откликнуться всех, кто располагает хоть какой-то информацией о своих земляках. Телефон и адрес электронной почты руководителей поискового отряда есть в редакции.
От редакции. Буквально следом после письма из Ленинградской области пришло ещё одно. С просьбой оказать помощь в поиске родных погибшего на фронте солдата обратилась офицер запаса Елена Шутова. Уроженка Беларуси, ныне жительница Балашихи, занимается поисковой работой, изучает информацию о погибших на территории Дрибинского района.
– В нашем районе есть захоронение возле деревни Рясно, – сообщает она, – где покоится прах героического воина, пулемётчика, красноармейца Ильясова Алексея Казановича 1924 г.р., уроженца деревни Медянки Тобольского района. Он погиб 26 января 1944 года. Брат погибшего проживал по тому же адресу: Тобольский район, деревня Медянка. Хотелось бы найти его близких, может быть, они ищут какую-то информацию о своём родственнике. Если нужны будут фото братской могилы, где похоронен солдат, обязательно вышлю. Телефон для связи: 8-916-839-68-00, есть «Ватсап», «Вайбер».
В тылу был свой фронт. Как Еланское болото помогло победить фашистов. Жительница деревни Хмелёвой Александра Прокопьевна принадлежит к предвоенному поколению. Мальчишкам и девчонкам той поры пришлось забыть о детских играх и забавах, когда страшный враг напал на мирные города и посёлки. Они рано взрослели, заменив ушедших на фронт отцов и братьев, стали опорой и поддержкой матерям и старикам. Полуголодные, полураздетые, они рано впряглись в тяжелую крестьянскую работу, трудились от зари до заката, не зная отдыха. Многим было едва ли больше десяти лет, но они понимали: это нужно для победы. Долгожданная весна 45-го была выстрадана их потом, слезами и самоотверженным трудом.
Воспоминания Александры Кряжевой нельзя читать без волнения:
– Мне было тогда восемь лет, а моему брату – шесть. Он гонял, как настоящий всадник, только «одер» гремел. (это такая телега – две длинные оглобли и площадка, на которую грузили навоз.)
Помню, как нас, ребятишек, отправляли пропалывать поля с пшеницей. Осот мы резали «пикой», таким приспособлением. Делался деревянный черенок по нашему росту, на одном конце которого прикреплялась железная пластинка. Мы выстраивались в ряд и резали осот.
В сентябре дергали турнепс, его замораживали. Потом на ферме его разогревали, кормили им скот. Мы, ребятишки, тоже его ели. Такой вкусный он был! Летом ребячья команда выезжала на покос, кто-то возил копны, кто-то подгребал за ними.
До войны наш колхоз считался одним из передовых в Байкаловском районе. Было большое хозяйство: коровы, лошади, овцы, свиньи, молодняк. Разводили даже чёрно-бурых лисиц. Председатель колхоза Александр Данилович Сидоров и Тимофей Зиновьевич Кряжев побывали на ВДНХ в Москве, откуда привезли похвальную грамоту.
В тяжёлые годы войны, чтобы победить фашистов, нужны были самолёты и танки. Правительство обратилось к народу за помощью собрать средства на их строительство. Зимой собирались женщины и договаривались, кто сколько может дать денег. А где их взять, ведь за работу в колхозе платили овсяной крупой. Тогда нас сильно выручила клюква с Еланского болота, которая находилась недалеко от деревни. Туда мы все, и мальчишки, и девчонки, отправлялись после школы собирать клюкву. Ходили всю осень, пока болото не покрывал снег. Весной, как только он сходил, снова торопились на болото, собирали оттаявшую, подмороженную, казавшуюся сладкой ягоду. Весной лёд подо мхом долго не таял, легко было ходить. На ногах – чирки, привязанные оборками, чтобы не скользили. Бывало, до июня собирали клюкву. От болота до деревни три километра шли полями, пока идёшь – согреешься, и ведь не болели! Кузовами возили её на продажу в Тобольск. Вот так Еланское болото помогло жителям деревни победить фашистов! Иногда думаю, интересно было бы узнать, сохранилось ли в архиве Тобольского района, сколько же денег собрали мои односельчане на технику.
А сколько тогда было выловлено рыбы из Тобола, Шестаковки, Нерды и других водоёмов руками женщин и молодых девчат из Тахтаира и Хмелёвой, обработано, засолено! Ниже Тахтаира, на берегу Тобола, находилось производство «Рыбак». Вырыта была яма-ледник с двумя накатами брёвен, чтобы лёд не таял летом. Возили рыбу из речки Шестаковой большими лодками, их называли неводниками. Перед тем как вода начинала убывать, в устье речки делали «запор». Вода уходила, а рыба оставалась в речке, её и ловили.
По речке Шестаковке в Тобол и затем – к месту погрузки, на железную дорогу, сплавляли и лес, который рубили в нашем бору. В лесу сделали «ледяную» дорогу, чтобы лошадям было легче везти воз брёвен к берегу. Дорогу зимой поливали водой, она замерзала. А чтобы лошади не скользили, их подковывали. К саням ещё надо было прикрепить короткие сани-подсанки. В лесу стоял барак, где жили девчата. Юным лесозаготовительницам, которые приехали из разных деревень, было всего по 16-17 лет. Старшим над ними назначили Давыда Григорьевича Сидорова, моего дядю по отцу.
Что ещё осталось в памяти из тех лет? Помню, что в деревне были смоляные ямы (они и сейчас не заросли), а в бору – смолокурка. Смола нужна была для смазки колёс у телег и одров. Летом пни выкапывали, корчевали, разрубали потоньше, яму закапывали. В лесу тогда красиво было – никаких пней, валежников, коровы летом паслись в лесу.
Не забыть, конечно, День Победы. И взрослые, и ребятишки, не скрывали чувств, и плакали, и смеялись от радости. Мы выстояли, мы победили.