Мария Федуловна Знаменщикова из тех людей, которые росли и трудились в тяжёлое время
Сколько испытаний выдалось на долю тех, кого мы сегодня называем тружениками тыла, трудно перечесть. Время было тяжёлое, а этому поколению выпало в нём жить, расти, трудиться. Немногие из них любят говорить о былой жизни, потому что эти воспоминания всегда влекут за собой слёзы и боль.
Неохотно говорит о прошлом и Мария Федуловна Знаменщикова из Балаган. Не от того, что не хочется, просто это вновь заставляет мысленно пережить то, что уже осталось позади.
Когда началась война, маленькой, хрупкой балаганской девочке Маше было девять лет. Она росла вместе с мамой, папой и старшим братом Александром. Семья была не многодетной, как у многих в те времена. В 1941 году отца, Томилова Федула Малофеевича, взяли на фронт. Он воевал в 134 полку 243 стрелковой дивизии в звании старшины. Спустя два года в жестоком бою на Витебском направлении его убили. Семья получила похоронку.
-- И голод, и холод – обо всём этом мы с братом узнали, когда началась война, -- рассказывает Мария Федуловна. – Нас стали отправлять на разные колхозные работы, на прополку полей. Во всём старались помогать матери. Выручало хозяйство: свиньи, корова, тёлочка, куры, гуси. Мы хоть молочко пили, а другие и этого не видели.
Тем не менее есть всё время хотелось, а в достаточном количестве продуктов не было. В голодные дни дети шли к зданию, где в войну размещался эвакуированный Ленинградский детский дом. Эти дети находились на попечении государства, и еда у них была. Работники жалели местных ребят.
-- Где и нам супа дадут поварёшку, -- говорит бабушка.
С 13 лет Марии Федуловне пришлось работать дояркой в колхозе. А в 19 её отправили на лесозаготовки, на север области. Там она трудилась год, затем отпустили домой. По возвращении её приняли в колхоз имени Энгельса поваром.
-- Бегала такая маленькая у котла, -- вспоминает она, рост у неё был невысокий. – Трактористов кормила, комбайнёров. Что давали на складе, то и варила: кашу, супы. Колхоз большой был, работников много.
Помимо приготовления пищи, выполняла и другие обязанности. В колхозе трудилась много лет. Перед выходом на пенсию 12 лет работала санитаркой в Балаганской больнице. Дома тоже забот хватало: четверо детей. А ещё четыре коровы, огород…
-- Дети у меня хорошие, -- рассуждает труженица тыла. – Три дочери: Татьяна, Лилия и Ольга, и сын Сергей. Помогают, навещают. Внуков пятеро, правнуков трое, всем я рада. Муж умер, уже двенадцать лет живу одна. Вяжу крючком, когда скучно становится, огород ещё сама сажаю… А вот война – это страшное время. Она отца у меня забрала…
Портрет бойца дочь бережно хранит. Ей 88 лет, но каждый год участвует в акции «Бессмертный полк», проносит его по улицам села. Аккуратно прибрана у неё и та самая похоронка, возвестившая о гибели главы семьи. До сих пор эта рана не заживает в её сердце. Много горя досталось без мужа её матери, рано овдовевшей. День и ночь она работала на ферме, чтобы прокормить себя и детей. Оглядываясь на прожитые годы, Мария Федуловна говорит: жизнь у неё могла бы сложиться по-другому и лучшим образом, если бы не война…