Медиакарта
0:59 | 27 ноября 2024
Портал СМИ Тюменской области

Найденные имена

Поисковый отряд в Ленинградской области обнаружил останки сибирских красноармейцев, но никто из родных погибших героев так и не отозвался.

В 19-м номере «Советской Сибири» от 7 мая было опубликовано обращение руководителя поискового отряда «Переправа» из Ленинградской области Дмитрия Рыполова, который попросил оказать помощь в поиске родственников погибших красноармейцев, чьи останки были обнаружены во время поисковой экспедиции. Их имена стали известны поисковикам после нескольких месяцев долгой и упорной работы с архивами. Теперь остаётся самое главное и трудное – отыскать родных и близких солдат, уже отчаявшихся узнать правду о своём деде, отце, брате, вернуть из безвестности родные имена.

Пока, к сожалению, не было ни одного отклика. Но нам известно, что на местах в поисковую работу включились школы, ветераны, краеведы. Руководитель краеведческого музея Байкаловской школы Наталья Торопова, которая обращается в своём материале к истории Мунгальского плацдарма, считает, что погибших и пропавших без вести под Ленинградом бойцов-сибиряков было гораздо больше. Своё мнение она подкрепляет собранными ею данными из архива.

Мунгальский плацдарм. Предыстория его такова. 10 июля 1941 года войска группировки противника «Север», развернув мощное наступление, попытались с ходу овладеть городом Ленинградом. На их пути встали войска Ленинградского и Волховского фронтов, ряды защитников пополнили сибирские части.

Тобольский округ проводил летом и осенью 1941 года на защиту города на Неве истребителей танков, пулемётчиков, автоматчиков, связистов, медицинских сестёр. От их имени к землякам обращались в газету «Тобольская правда» красноармейцы Н.Ярков, Н.Ушенцев и Г. Саламахин:

«Мы находимся на защите колыбели революции, города красавца Ленинграда. Скорее Нева потечёт вспять, нежели мы отдадим его ненавистному врагу… Мы рассуждаем так: лучше умереть в бою, чем жить в рабстве у фашистов»

Обещания фронтовиков не разошлись с их делами. Героическая летопись обороны Ленинграда рождалась из множества реальных действий и поступков защитников, характеризующих их высокие морально-волевые качества.

Если посмотреть списки погибших и пропавших без вести бойцов Байкаловского района в ОБД «Мемориал», то под Ленинградом на полях сражений погибло 70 человек. А сколько их ещё там сгинуло, исчезло в кровавой мясорубке боёв, неизвестно…

Год за годом, километр за километром поисковый отряд «Переправа» под руководством Дмитрия Рыполова из Ленинградской области ведёт раскопки. Перебирая каждый комочек земли, они пытаются найти что-то, что поможет восстановить солдатское имя.

Немного из летописи тех событий:

10.10.1941 г. ожесточённые бои идут на Брянском и Вяземском направлении. На Западном фронте не смолкала артиллерийская канонада. Именно в этот день завершилась стратегическая оборонительная операция Карельского фронта. Ценой огромных потерь Красная армия остановила наступление финских войск в направлении Тихвина, где они должны были соединиться с немцами и замкнуть второе кольцо блокады Ленинграда. Финны в нескольких местах форсировали реку Свирь. Но захватить город Лодейное поле не смогли и перешли к обороне.

На 14-м километре автострады «Лодейное поле – Вытегра» берёт начало речка Мунгала. Тихое место, где осенью 41-го развернулись трагические события. 10 октября 7-я рота 116-го пехотного полка 21-й стрелковой дивизии под командованием лейтенанта Степана Вазнина, обнаружив брешь в обороне противника, скрытно прошла по берегу ручья, перешла дорогу, но была окружена противником. Здесь она приняла свой последний бой. 95 бойцов роты были погребены, и почти 79 лет судьба их оставалась неизвестной.

…Перед войной на берегах ручья стояли деревянные бараки, в них и заняли оборону наши бойцы. Финны предпринимали атаку за атакой, но всякий раз вынуждены были отступать. Наконец им удалось поджечь деревянное здание, но и тогда они не увидели белого флага. Красноармейцы выбежали на улицу и под пулемётным огнём сумели добраться до окопов, которые были вырыты незадолго до этого, и удерживали свои позиции до последнего выстрела. Всё это стало известно, когда финны в 2017 году открыли свои военные архивы.

Среди восстановленных имён героев – пятеро наших земляков: Пётр Иванович Райдин, Ефим Иванович Воронов, Михаил Иванович Зоов, Иван Николаевич Балин, С.Н. Симонов. Кто они, остались ли у них родные? Хочется верить, что отыщутся потомки героев, которым спустя годы судьба вернула из небытия имена, свидетельство солдатской доблести и стойкости.

Лучше всего об этом сказано в стихотворении Александра Ракова:

«Без вести пропал…» Неправда это!

Он солдат – его терять нельзя.

Он остался там, на дне кювета,

Где его засыпала земля.

Он сожжён, расстрелян,

иль повешен,

Танковою гусеницей смят,

Он, как все простые люди, грешен,

Как солдат, он безупречно свят.

Славлю жизнь за Родину отдавших,

Смерть принявших в роковом бою.

Нет у Бога без вести пропавших,

Все они стоят в одном строю!

Автор: Наталья Торопова, с. Байкалово