Медиакарта
22:51 | 23 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Надо стимулировать интерес к русскому языку

10:00 | 06 июня 2020
Источник: Знамя правды

Ежегодно 6 июня отмечается Пушкинский день и Международный день русского языка. Совсем скоро состоится голосование за внесение поправок в Конституцию, одна из которых говорит: «Российская Федерация гарантирует всем её народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития». О мифах про изучение русского языка и том, как самостоятельно работать над грамотностью, мы поговорили с почётным работником общего образования, учителем русского языка и литературы Упоровской школы Светланой Мальцевой.

– Светлана Васильевна, можно ли выделить какие-то уровни владения языком? Существует мнение, что овладеть русским языком дано не всем.

– Ещё В. И. Даль говорил: «Язык есть вековой труд целого поколения». И я считаю, что нельзя ограничить его изучение рамками школьной программы. Каждый учебный год - очередная ступень в лесенке, ведущей к совершенствованию знаний. Сначала ЖИ-ШИ, потом ТСЯ-ТЬСЯ – и вперёд, к вершинам. Мы не можем сказать о родном русском: «Владею языком на первом уровне – читаю и перевожу со словарём». Каждый уважающий себя человек должен знать родной язык и не ограничивать себя какими-либо уровнями. Я встречала людей, которые не могут сформулировать правила, но пишут грамотно. Как они говорят: «Чисто интуитивно». Чаще это люди с хорошей зрительной памятью, много читающие.

– Как самостоятельно повысить грамотность? Какие ошибки наиболее распространены?

–  Самообразование, желание стать умнее, внимательность и упорство - всё это со временем даст свои результаты. Вода камень точит. Ошибки встречаются очень разные. Нередко нарушаются правила орфоэпии (постановки ударений в словах). Даже дикторы радио и телевидения достаточно часто этим грешат. Мы с детьми учим стишки для лучшего запоминания, вроде: «Чем человек счастлИвее, тем выглядит красИвее».
У школьников больной вопрос - орфография. Самые ненавистные: день рождениЕ, нДравится... Да, да. Так и пишут. 

Есть ошибки, свойственные определённым общностям, например, в конкретных местах проживания. Мы, сибиряки, позволяем себе: ЧО и ИХНИЙ... Такие оплошности - целая наука.

– Какие книги помогут человеку улучшить грамотность?

– Безусловно, словари! Но вообще, любая книга - источник знаний. При чтении мы обращаем внимание на правописание, на незнакомые слова и пытаемся выяснить их значение... А дети, даже читая взахлёб о приключениях бесшабашных подростков или злобных пиратов, привыкают к правильному написанию слов и верной расстановке знаков препинания.

– Кажется, что с каждым поколением люди становятся всё менее грамотными. Какие методы привлечения школьников к изучению словесности используете вы?

– Так это проблема всего нашего образования! Мы замечаем, как входит в оборот компьютерный язык. Все наверняка слышали эти ЩА, СПС и т. д. А это засилье языка иностранными словами! Меня коробит от ОК, РЕСЕПШН и прочего.

К сожалению, в наших образовательных программах количество часов на изучение русского языка, на уроки развития речи сокращено. Проверка знаний проходит в формате тестов, где достаточно проставить галочки и крестики. При написании сочинений учащиеся пользуются Интернетом, порой полностью копируя тексты. И, конечно, у нечитающих родителей - нечитающие дети. Откуда же взяться грамотности?
Задача учителей русского языка и литературы - привить ребятам любовь к чтению, показать красоту нашего языка. Я замечала, что у учащихся всегда вызывает интерес этимология (происхождение) слова. Они с желанием ищут истории и значения своих имён и фамилий.

Иногда я делаю подборку объявлений из упоровских групп в социальных сетях. Ребята находят ошибки! Смеются! Гордятся, что они грамотнее!
Лично я всегда рада, если у ребёнка в очередном диктанте не 43 ошибки, а 26. Пусть по нормам это все равно «2», но прогресс уже есть. Нравится, если школьники задают вопросы. Приятно, когда после ЕГЭ они прибегают и рассказывают, что мы когда-то разбирали тему на уроке, и они вспомнили её на экзамене. Наверно, в этом и заключается смысл нашей работы!

Автор: Вера Липухина.