Медиакарта
12:46 | 26 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Памяти невернувшихся

Фонд краеведческого музея Байкаловской школы пополнился новыми воспоминаниями о Великой Отечественной войне, а в списки земляков, воевавших на фронте, чьи фамилии высечены на сельском обелиске, добавилось ещё одно имя.

О нём мы узнали от Натальи Тороповой, социального педагога Байкаловской школы, дотошного и неутомимого историка-краеведа, которой вот уже много лет движет неустанный интерес к летописи родного села, героическим и трагическим страницам минувшей войны.

Казалось бы, за семьдесят пять лет после окончания войны о ней уже столько написано, исследована не одна судьба. Но руководитель музея с юными краеведами в своих исследовательских работах находят новые интересные детали и подробности, доказывая своими работами, что точку в поисковой работе ставить рано.

Но вернёмся к материалу Натальи Тороповой.

«Прошло 75 лет, как закончилась Великая Отечественная война. Но боль от её ран и спустя семь с лишним десятилетий даёт о себе знать. А память тех, кто пережил эту беду, вновь и вновь возвращает в те далёкие годы.

В этом году я познакомилась с удивительным человеком Валентиной Яковлевной Андрющенко. Она проживает в Краснодарском крае, но выяснилось, что судьба её была связана с нашим селом Байкалово. В 1930-х годах семья Харловых (девичья фамилия Валентины) проживала в Худяковой. Отец Яков Вакулович был членом ВКП (б), занимал должность начальника заготзерна. Затем его перевели начальником Райнархозучёта в наше село. Мама Александра Ивановна, из мелких мещан-торговцев, была инвалидом I группы, часто болела и лежала в больнице. Воспитанием Вали занимался отец. Они вместе готовили еду, ходили на рыбалку и охоту. Девочка любила бегать на речку Салаирку, зимой каталась на санках с горки, ей нравилось наблюдать за рыбками, плавающими в проруби.

Яков Вакулович горячо любил дочь и прощал ей все шалости. Однажды Валя отдала своё пальто за лепёшку серы девочке из многодетной семьи, живущей недалеко от их дома. Был ещё один памятный случай. Дочка отправилась к своему другу, мама которого работала директором школы. Найдя у него дома косметику, Валя ярко разукрасила своё лицо. Когда мама мальчика пришла домой, девочка бросилась прочь, кинулась оттирать косметику снегом. Ей было стыдно, что такой её увидит мама.

Валечке Харловой исполнилось семь лет, когда началась война. На Байкаловском призывном пункте собралось много народа, играла гармошка, люди плакали. Девочке было непонятно, зачем надо лить слёзы, подчиняясь всеобщей скорби. Сначала она наслюнявила глаза, а потом начала громко реветь. Что такое война, Валя поймёт позже, когда не станет её отца – он пропал без вести в 1943 году. Мать часто лежала в Байкаловской больнице, и дочка навещала её каждый день. Ночевала девочка у своих друзей. Родители их, зная о её беде, кормили и укладывали спать. Основной едой в каждом доме была картошка. Сколько это продолжалось, Валя не помнит. Её забрала сестра матери. В январе 1944-го девочка осиротела. После этого её увезла к себе в село Завьяловка Знаменского района Омской области ещё одна сестра матери – Надежда Ивановна Соколова и определила в детдом, находившийся в этом же селе, где жили в основном дети, эвакуированные из блокадного Ленинграда. В 1949-м у многих детей нашлись родители. И тётя снова забрала племянницу к себе.

В 1953 году Валя Харлова окончила десять классов и поступила в Омский ветеринарный институт. Окончив его, вышла замуж за Николая Андрющенко. Вместе с мужем побывали на целине. Затем жили в Тобольске, где Валентина Яковлевна преподавала в зооветтехникуме. А в 1965 году семья переехала на Кубань в село Белая глина. Около 30 лет Валентина Андрющенко занимала должность главного ветеринарного врача на Белоглинском птицекомбинате. Супруги вырастили двоих детей.

Первого июня Валентине Яковлевне исполнилось 86 лет. Но память вновь и вновь возвращает её в детство, как будто вчера она проводила на войну своего любимого отца, о котором ничего не знает, кроме того, что он пропал без вести. По крупицам собирает материал о нём. Сухие строки архивных документов, которые есть в Байкаловском школьном музее, говорят лишь о том, что он ушёл на фронт 12 августа 1943 года. Где покоится его прах, неизвестно. Главным желанием Валентины Яковлевны было, чтобы имя её отца было высечено на обелиске славы села Байкалово.

Общение с ней доставило мне не только удовольствие, я узнала много интересного из истории села. Долгие годы Валентина Яковлевна мечтала найти людей, которые были рядом с ней в те военные годы, она писала в газеты, пытаясь найти подругу детства Капитолину Тимофеевну Самойлову. Редкий случай, но ей повезло. Из их переписки, которую она выслала мне, почерпнула много интересной информации. Например, о Михаиле Петровиче Самойлове, которого помнят многие байкаловцы. Михаил Самойлов прошёл три войны: советско-финскую, Великую Отечественную и войну с Японией. Вся грудь его была в орденах. Но сколько переживаний он перенёс из-за того, что был сыном врага народа! Самойлов-старший был приговорён тройкой Омского УНКВД 4 марта 1938 года к высшей мере наказания и расстрелян в Тобольской тюрьме. После войны мать Капитолины Тимофеевны ходила просить за него в райком партии, который учёл заслуги фронтовика. Михаила Петровича поставили работать начальником почты. По воспоминаниям Капитолины, он был мастером на все руки. До войны смастерил автомобиль из фанеры с педалями, на котором с удовольствием гоняли байкаловские ребятишки по улицам села.

Есть в письмах и описание нашего села в прошлом веке. Например, улица Южная в то время называлась переулком Кооперативным, а речка Салаирка была полноводнее, чем сейчас. Переписка сохранила и удивительную историю о четвероногом друге, собаке, которая жила в семье Харловых. Когда они жили в Худяковой, собака сторожила склады с зерном. Со слов Валентины Яковлевны, колхоз даже платил ей зарплату. После ухода Якова Вакуловича на фронт лайка жила в семье Капитолины Самойловой. Это умное существо было наделено каким-то удивительным чутьём. Понимая, что людям трудно, они голодают, собака часто приносила им из леса зайцев.

В одном из писем Капитолины Тимофеевны поразили такие строчки: «В 1982 году я ездила в Байкалово. Там стоит стела в честь погибших на войне. Слёзы душили меня, я даже не посмотрела, чьи имена знакомых высечены на мемориальной доске, не поискала имя брата. Один из его друзей-фронтовиков написал, что лично похоронил его. Уже после войны, в 1965 году, нам пришло сообщение, что он умер от ран под Волоколамским шоссе и похоронен в школьном дворике, где находился госпиталь. Там сейчас установлен памятник, на котором написаны имена похороненных здесь солдат, среди них и имя моего брата».

Поэтому понятны были мои чувства, с какими я отправилась к сельскому обелиску Славы в Байкалово. Но нет на плите фамилии солдата Самойлова с отчеством Тимофеевич… храброго солдата, защитника, который ушёл в армию в 1939 году, участвовал в советско-финской войне и погиб, защищая Москву… Хочется верить, что имя героя-земляка в недалёком будущем займёт своё место в скорбном списке.

А к 75-летию Великой Победы на мемориальной доске обелиска появились новые имена односельчан, пропавших без вести в сражениях Великой Отечественной. Одно из них– Яков Вакулович Харлов. Вечная память героям, отдавшим свою жизнь за мир и счастье на земле!»

Автор: Клара КУТУМОВА