Медиакарта
8:56 | 4 января 2025
Портал СМИ Тюменской области

Осталась фотография на память

Осталась фотография на память
12:27 | 02 декабря 2010

Уверенно, дерзко изогнув бровь, смотрит с фотографии подтянутый военный в начищенных до блеска хромовых сапогах. За пронзительный взгляд и смуглую кожу Анатолия Константиновича Кострова еще в юности прозвали цыганом. Фронтовой путь участника ВОВ начался в 43-м году. Семнадцатилетний парень добровольцем ушел в армию. Его направили в г.Канск обучаться на снайпера. Затем Анатолий Константинович воевал в составе 58-й стрелковой дивизии 18-й армии Первого Прибалтийского фронта. В боях под Витебском был тяжело ранен. Выписавшись из госпиталя, в 44-м году попал на Первый Украинский фронт в третью танковую гвардейскую армию маршала Рыбалко, где нес службу в качестве водителя. Анатолий Константинович воевал в Польше, Чехословакии, Венгрии, Австрии, Карпатах. Как и все фронтовики, каждый день видевшие рядом кровь и смерть, он не любил вспоминать о пережитом. И все же некоторые факты его военной биографии сегодня известны. О них нам рассказала дочь Кострова Наталья Анатольевна Егорочкина, заведующая районным краеведческим музеем.

Советские войска продвигались по территории Польши, преодолевая ожесточенное сопротивление фашистов. Отступая, немцы оставляли после себя сожженные города и поселки, опустошенные концентрационные лагеря. Непримиримую ненависть к врагу испытывали бойцы, когда приходилось вызволять из фашистского плена чудом уцелевших детей. Особенно запала в сердце Анатолию Константиновичу спасенная в одном из концлагерей черноволосая девочка - чешка. Истощенного, напуганного ребенка подкармливал весь взвод. Как память о событиях тех лет в семье Костровых до сих пор хранится снимок, сделанный фронтовым фотографом.

В годы войны на защиту Родины поднялись люди разных национальностей. Многие из них почти не говорили по-русски. Вместе с Анатолием Константиновичем служили несколько казахов. Однажды один из них бесследно пропал. Проискав его до самого вечера, товарищи решили - сгинул, угодил в плен к фашистам. На утро парень появился в расположении части, сильно избитый, но с каской, полной каши. При нем была записка на немецком языке: «Таких в армию не брать!»

В разгар одного из боев Костров получил приказ - срочно доставить снаряды. По дороге его машину остановила испуганная медсестра. Она умоляла вывезти из-под бомбежки раненых. Нарушив приказ, можно было угодить под суд, - время военное. На свой страх и риск Костров помог женщине погрузить раненых и доставил их в медчасть. В 80-м году Анатолий Константинович вместе с женой приехал в г.Москву на встречу ветеранов третьей танковой бригады. Гуляя по Красной площади, он вдруг услышал, как какая-то женщина окликает его: «Цыган!» Это была та самая медсестра. После войны она вышла замуж за генерала и теперь спустя много лет узнала в седоволосом ветеране своего спасителя. Их встреча была радостной, но со слезами на глазах.

Анатолий Константинович дошел до Берлина. Демобилизовался только в 1949г. За боевые заслуги старший сержант был награжден орденом Отечественной войны II степени, медалями «За взятие Берлина», «За освобождение Праги» и другими наградами. Материалы об участнике ВОВ Анатолие Константиновиче Кострове хранятся в районном краеведческом музее.