Медиакарта
6:52 | 11 января 2025
Портал СМИ Тюменской области

Город трудовой славы Нины Зыряновой

«Сегодня, в четыре часа утра, без предъявления каких-либо претензий к Советскому Союзу, без объявления войны, германские войска напали на нашу страну…». Эти слова Вячеслава Молотова 22 июня 1941 года разрезали жизнь советских людей надвое.

– Тогда и закончилось моё счастливое детство, – говорит горожанка Нина  Зырянова, труженица тыла, ветеран труда, а  в 1941-м – 13-летняя заводоуковская школьница. – Мы с мамой собрались в тот воскресный день погулять в Колмаковский парк. Там-то я услышала это страшное слово: «война!», которое пожаром летело по нарядно одетой толпе, передавалось из уст в уста. За считанные минуты парк опустел.

На глазах Нины стала меняться жизнь Заводоуковска. Уходили в армию мужчины. Призвали на фронт и четырёх братьев матери, и ни один домой не вернулся. Фамилии братьев Цыганковых  высечены на плитах мемориала в центре города у железнодорожного вокзала.

На полях окрестных колхозов мужчин, ушедших на защиту Родины, сменили женщины, старики и дети. В 1941-м в школу Нина пошла только 1 октября – начало  учебного года в районе перенесли, чтобы не отвлекать ребят от уборки урожая. Слышала Нина, что в артели инвалидов шьют для армии валенки и маскхалаты, а в химартели «Третья пятилетка» готовят из смолы-живицы скипидар и канифоль для авиапромышленности. Вместе с земляками радовалась, когда за ударный труд Заводоуковскому леспромхозу в 1943 году вручили красное знамя Государственного комитета обороны СССР.

Но самым важным оборонным предприятием Заводоуковска стал авиазавод  № 499. Прибыв в Сибирь в октябре 1941 года, он уже через две недели выдал первую продукцию – десантные кабины. В 1942-м завод освоил выпуск учебного планёра А-2 – первого серийного изделия знаменитого в будущем авиаконструктора Олега Антонова. С тех пор «безмоторная авиация» стала главной продукцией предприятия. Из 1 900 выпущенных в годы войны в СССР планёров 939 были сделаны в Заводоуковске.

На этом предприятии до призыва в армию трудился старший брат Нины Аркадий Пушков. А в  1943 году на завод пришла работать и она. Бросить школу девушку заставила смерть отца. Николая Дмитриевича в армию не призвали: труд на мельнице подорвал его здоровье ещё в мирное время, а война окончательно добила. Нужно было помогать маме поднимать младших брата и сестру.

В это время завод приступил к выпуску десантных планёров А-7. Нине доверили шлифовать их фанерные детали. Поначалу тяжело было выстоять смену, занимаясь одним монотонным делом, но постепенно пришли навыки. А как радовались подростки  зарплате и продуктовым карточкам – вот мы какие, совсем как взрослые! Молодость брала своё – вместе с подругами Нина прихорашивалась и бегала на танцы к «лётчикам» – ровесникам из спецшколы ВВС.

В конце апреля 1945 года авиазавод перевели в Ленинград. Директор предприятия Александр Москалёв старался перевезти с собой как можно больше опытных рабочих. Вместе со всеми по­ехала и Нина. В Северной столице она встретила победу. Никогда не забыть ей всеобщее ликование, красочный салют над Невой…

Но не пришёлся Нине Зыряновой по душе огромный каменный город. Девушка рвалась на родину – в милые сердцу сосновые леса, на речку Ук, на полянку у ворот отчего дома, к маме.

Через год Нина вернулась домой. Здесь она проработала три десятилетия в лесхозе, встретила спутника жизни фронтовика Георгия Зырянова. Вместе они вырастили детей и внуков. Супруга не стало двадцать лет назад. Сейчас Нина Николаевна радуется правнукам – их у неё четверо. О том, что променяла столичные мостовые на родные заводоуковские улочки, никогда не жалела.

Автор: Алексей СЕВОСТЬЯНОВ. Фото Ольги Мясниковой