Медиакарта
9:04 | 24 декабря 2024
Портал СМИ Тюменской области

Из числа победителей

09:10 | 07 июля 2020
Источник: Красная звезда

Не ради славы, а из-за огромного желания защитить свою семью, дом, страну, из числа моих ближайших родственников-сибиряков на фронтах Великой Отечественной войны воевали (установлено пока!) четыре человека. Только двое вернулись живыми, с ранениями, но и наградами.

                                                  Ефим

Мой дядя, которым я горжусь – Метелёв Ефим Степанович, родился в д. Бурмистрово. В декабре 1943 года, когда ему не было и восемнадцати, Викуловским РВК призван в армию. Воевал на 3-ем Белорусском фронте. Стрелок 5-й стрелковой роты 2-го батальона 490-го стрелкового полка. На войне из-за ранения был меньше года. После длительного лечения в госпитале его комиссовали.

Несмотря на короткий срок участия в боевых действиях, имеет награды. В наградном листе на присвоение медали «За отвагу» сказано, что «17 октября 44-го года при форсировании реки Шешупа у деревни Глобеле (Литва) он первым переплыл реку, стремительно атаковал траншею противника, расстреляв более десятка немецких солдат». За участие в форсировании реки Шешупа и за участие в Неманской операции был представлен к медали «За отвагу», которая являлась высшей медалью СССР. Ею награждались исключительно за храбрость, проявленную на поле боя.

За образцовое выполнение боевого задания командования и проявленные при этом отвагу и геройство награждён орденом Славы III ст. Из документальных источников узнала, что этот орден – глубоко почитаемая в народе награда, символ ратного подвига простого советского солдата, которым награждали только за личные заслуги.

                                                  Егор

Больше всего боевых наград имел второй дядя - Фунтиков Егор Иванович. В Красную Армию призван Викуловским райвоенкоматом в июне 1941 года, а уже в июле участвовал в боевых действиях. Сержант. Командир расчёта миномётов 1-го стрелкового батальона 233-го полка 97-й стрелковой дивизии на Западном, Брянском, 3-ем Белорусском фронтах. Прошёл всю войну.

Из копий наградных листов, которые хранятся в моей семье, узнала о его военных подвигах. Привожу некоторые выдержки из них:

« -При прорыве 22-26 июня 1944 года вражеской обороны своим расчётом уничтожил 75 м/м пушку, два ручных пулемёта, до отделения пехоты и участвовал в отражении контратак, в результате которых нанесён большой урон живой силе и технике противника.

-Уничтожил 37 м/м пушку, первым форсировал реку Лучесу (Витебский район).

- Из своего миномёта уничтожил до взвода немецкой пехоты и 2 повозки с боеприпасами.

-В бою 11.04.45 г. за высоту 36.9 в районе населенного пункта Поерштитон при отражении контратак противника огнём из своего миномёта уничтожил 2 огневых точки, противотанковую пушку и до 11 гитлеровцев.

-В бою за железную дорогу 13.04.45 г. в районе населённого пункта Наргау уничтожил станковый пулемёт, противотанковое ружьё и 6 гитлеровцев.

-В бою 14.08.45 года за ст. Мадаоши ведя огонь с открытой огневой позиции по японским захватчикам был ранен. Перевязав рану, он вернулся обратно в строй и 15.08.45г. на высоте Безымянная в районе ст. Мадаоши подавил 2 огневые точки и уничтожил 12 японских солдат».

            За эти и другие боевые подвиги награждён: двумя орденами Красной Звезды и орденом Славы III ст.; медалями: «За боевые заслуги», «За отвагу», «За взятие Кёнигсберга», «За взятие Будапешта», «За победу над Японией», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г.». И это только часть установленных нами наград. Остальные не сохранились.

  Самыми дорогими для него наградами были ордена Красной Звезды, которыми награждали за личное мужество и отвагу в боях, за образцовое выполнение специальных заданий командования, умелое руководство боевыми действиями, способствовавшими успеху советских войск.

 Но не всем из моих родственников посчастливилось вернуться с фронта. Двое пропали без вести. Погиб в бою и остался на оккупированной вражеской территории? Умер от ран? Попал в плен? Где похоронен? Эти вопросы много лет волнуют тех, чьи родные пропали без вести, чья судьба неизвестна. Волновало и меня, в какой земле нашли последний приют эти двое, пропавшие в неизвестности.

Говорят, война окончится только тогда, когда будет найден и похоронен последний солдат. Решила хоть на миг приблизить этот момент.

                                               Владимир

  Много слышала о своём старшем брате, которого никогда не видела, так как родилась спустя семь лет после его гибели. Но по воспоминаниям старших знала, что после окончания семи классов, выучившись на шофёра, работал в колхозе. Был очень озорным, хулиганистым, с хорошим чувством юмора, немного играл на гармошке, поэтому был любимцем местных девчат. Но особо проявить и развить свой талант ему не дала война.

Когда исполнилось восемнадцать лет (в 1943 году) он был призван на фронт. И пропал без вести. Начала поиски подробностей его гибели, которые, забегая вперёд, скажу, длились год.

Кроме года рождения, фотографии, датированной 18 июня 1943 года и фразы «пропал без вести», ничего не знала, так как похоронка не сохранилась.

Для начала поехала в д. М-Боково Сорокинского района, где родился и вырос Владимир. Встретилась со старожилами, нашла его фамилию на плитах мемориального комплекса, установленного в память об односельчанах, погибших в годы Великой Отечественной войны.

Затем просмотрела «Книгу памяти Тюменской области», из Книги… и «Именного списка безвозвратных потерь рядового и сержантского состава» узнала, что брат погиб 22 февраля 1944 года и захоронен в Белоруссии у деревни Сетищи Домановичесского района Полесской области.

Переведя на современную географию Белоруссии (теперь это Светлогорский район Гомельской области), поиски продолжила. Были написаны письма в Министерство обороны РФ по увековечиванию памяти погибших при защите Отечества, в Управление по увековечиванию памяти защитников Отечества и жертв войн (Минск), в администрацию Светлогорского района, Светлогорский военкомат и другие общественные организации, занимающиеся поисками и увековечиванием погибших на территории Беларуси.  

В результате переписок выяснила, что похороненные под деревней Сетищи перезахоронены в братскую могилу деревни Дуброва. Просмотрев на сайте списки на братском захоронении, фамилию брата не обнаружила.

Вооружившись копиями документов, подтверждающих место гибели и перезахоронения брата, написала новые письма в Беларусь, теперь уже с просьбой занести его фамилию на мемориальную плиту.

 В декабре 2015 года пришло сообщение, что проведена подготовительная работа по нанесению имени В.С. Рогалёва на доску мемориала. Начались долгие месяцы ожидания. И вот, в письме от 26 мая 2016 года сообщили (подтвердив это фотографиями), что фамилия брата нанесена на плиту братского захоронения д. Дуброва.

В знак благодарности написала открытое письмо жителям Светлогорского района. Не могу удержаться, чтобы не привести его полностью.

Уважаемые сотрудники газеты "Светлагорскія навіны"!

Прошу и очень надеюсь, что моё открытое письмо к жителям Светлогорского района будет опубликовано в вашей газете.

«Есть события, значение которых не тускнеют с годами. Напротив, каждое десятилетие с возрастающей силой подчеркивает их величие. И наша забота – бережно относиться к сохранению всего, что связано с ними.

Случилось так, что эту заповедь я усвоила совсем недавно. Год назад начала поиски места захоронения своего погибшего брата Рогалёва В.С. Прошёл всего год, а его фамилия уже размещена на плите братского захоронения д. Дуброва.

Так просто звучит – всего год! А сколько труда, сил, времени и средств затратили на поиски ваши земляки. Это заместитель председателя Светлогорского райисполкома Петровский К.В., начальник отдела идеологической работы и культуры Манкевич А.В., Военком Светлогорского военкомата полковник А.И. Фисенко, Мураль Виктор Григорьевич. И, наверное, много-много других прекрасных людей, чьи фамилии мне не известны, но которые пишут историю войны сегодня. Думаю, что меня с этими добрыми людьми связывают не только события Великой Отечественной войны, но и общая память о погибших.

Но прежде всего я благодарна  Людмиле Фёдоровне Бусел, которая первой откликнулась на моё письмо. Это она направляла и вела меня по лабиринтам поиска, держала в курсе всех событий.

Через вашу газету хочу выразить слова благодарности этим людям и всем неравнодушным жителям д. Дуброва, кто хранит память о наших родных, погибших за освобождение вашей земли, кто с любовью заботится о братских захоронениях.

Я очень надеюсь, что смогу отвесить земной поклон всем лично. Но если вдруг не получится, я твёрдо знаю, что имя моего брата не будет забыто, что в память о нём будут сказаны добрые слова, а в День Победы у мемориальной плиты с его фамилией будут лежат живые цветы.

В заключение хочу привести четверостишие моей землячки Л. Ложковой:

                      Им, мёртвым, безразлично, где лежать.

                        Им безразлично всё, что с нами будет,

                        А память лишь для нас, живых, важна,

                        Чтоб не погрязнуть в вихре будней.            

 Вам, родные мои, это не грозит. Вы не погрязните в вихре будней».

С уважением и словами благодарности   Л.С. Ежова (Рогалёва).

Урал. Челябинская обл. г. Сатка.

Свой долг по поиску захоронения брата и увековечиванию его имени выполнила. Теперь знаю, что брат – Рогалёв Владимир Степанович, 1925 г.р., уроженец д. Боково Омской области. Рядовой. Шофёр, телефонист 725-го отдельного разведывательного артиллерийского дивизиона (ОРАД) 22-й артиллерийской Гомельской дивизии резерва Главного командования, девятнадцатилетний рядовой погиб 22 февраля 1944-го. Первоначально похоронен западнее белорусской д. Сетищи. В послевоенный период произведены перезахоронения останков бойцов из д. Сетищи в братскую могилу д. Дуброва. № захоронения Военно-Мемориального Центра 3375-645. Там теперь есть его имя.

                                               Пётр

  Моя мама при жизни часто рассказывала о своем первом муже, который мобилизован на фронт через два месяца после начала войны – 21 августа. Вместо писем от него в январе 1942 года пришла похоронка, в которой сообщалось, что рядовой Чулошников Пётр Алексеевич пропал без вести.

Теперь моя задача – выполнить последнюю волю матери. Найти хоть какую-либо информацию о его гибели.

Нет в живых участников войны и многих свидетелей тех страшных дней.

Теперь наш долг и долг наших детей и внуков – писать историю войны и Победы, изучать военную биографию участников Великой Отечественной, восстанавливать детали их боевых подвигов, искать подробности гибели пропавших без вести. И хранить память о них.

  Моя семья старается это делать. Есть подробная родословная, уходящая вглубь до пятого колена. Бережно храним воспоминания ещё живых родственников. В личной библиотеке хранится информация из книг, периодики и открытых источников Интернета. Делимся информацией о родственниках-участниках Великой Отечественной в средствах массовой информации и сборниках о войне. Внуки принимают участие в разного уровня тематических конкурсах. Каждый год 9 Мая всей семьёй мы идём в строю «Бессмертного полка», участвуем в митинге и возлагаем цветы к подножью мемориала в сквере Славы. Этот очерк тоже в память о них.

Нам ещё много предстоит сделать, чтобы имена родных, благодаря которым мы родились и живём, остались в памяти навсегда. Чтобы о них знали не только мы, но и помнили наши дети, внуки, правнуки. Ведь только память в состоянии передать величие подвига нашего народа в Великой Отечественной войне, в том числе и моих родных.

Любовь ЕЖОВА (Рогалёва), г. Сатка