Живет в с. Новонерда фронтовик Чангирей Шарипов. Человек он неунывающий, поэтому считает, что прожил счастливую жизнь. И сегодня мой собеседник, оценивая свое прошлое, весьма критически, даже с некоторой долей сомнения, оглядывается назад: мол, могла бы жизнь сложиться несколько по-другому. Но в целом, Чангирей абый доволен: защищал Родину, работал, вырастил детей, заслужил уважение односельчан.
Родился Чангирей в с. Новонерда в январе 1927 года. Как и все его сверстники, рано приобщился к физическому труду. В то время ребята часто работали на колхозном сенокосе, вывозили на поля навоз, пасли скот. Подростки выполняли самые разные поручения взрослых. Наверное, поэтому рано они мужали, крепли физически. Чангирей перебирает в памяти своих товарищей, с кем в юные годы проходил закалку на трудовом фронте.
Когда началась война, ему шел только пятнадцатый год. В 1943 году призвали в армию.
-Нас посадили в поезд и увели в г. Ялуторовск. Там сформировали воинское соединение,– вспоминает ветеран.– Мы досконально изучали станковый пулемет «максим». Перебрали, как говорится, на сто рядов все части и детали станкача, вдоволь постреляли, вырабатывая меткость и навыки. Потом нас увезли в г. Омск. По всему было видно, что нас хотели перебросить на советско-германский фронт. Но поблизости расположился не менее коварный и сильный враг, в любой день и час готовый напасть на нашу страну. И тогда повезли нас на Дальний Восток. Здесь, в непосредственной близости от японских самураев, пришлось служить. С их стороны были провокации, особенно участившиеся в последнее время. Мы решительно и быстро отбивали все вылазки врага. Так мы жили до лета 1945 года.
Девятого августа день выдался солнечным, светлым. И никто не ожидал, что именно в этот день объявят боевую тревогу и все будет подготовлено к наступательной операции. Советский Союз объявил войну империалистической Японии. Ломая упорно оборонявшиеся укрепления, советские части вступили в Маньчжурию. Непроходимая тайга, горная местность – все это затрудняло продвижение наших войск. Но что могло сдержать вооруженные силы, сломавшие фашистский хребет?
Чангирей Шарипов служил на 1-м Дальневосточном фронте, которым командовал прославленный маршал Р. Малиновский. Не считал Ч. Шарипов, сколько самураев положил тогда из своего пулемета. Но особенно много врагов он уничтожил при штурме горного хребта Большой Хинган. Позже бои продолжились в равнинной местности вплоть до Кореи.
-Продвигаясь все вперед,– вспоминает ветеран, – мы уже очистили от японцев почти весь Северо-Восточный Китай и вышли к границе Кореи. Начали освобождение этой страны от оккупантов. Но что интересно: в конце августа японцы в массовом порядке стали сдаваться нашим войскам. Спустя еще несколько дней война с Японией завершилась.
Демобилизовался Ч. Шарипов не сразу. Был оставлен в 650-й артиллерийской бригаде, где изучали пушки. В Приморском военном округе он не раз занимал первое место в стрельбе из орудий.
-Дорога для меня была грамота командования, – говорит собеседник, – к сожалению, она не сохранилась.
В апреле 1951 года вернулся Чангирей в родную Новонерду. У 24-летнего парня впереди была целая жизнь. Отдохнув немного от ратных подвигов, вчерашний солдат устроился приемщиком живицы в химлесхоз. Вскоре встретил местную девушку Шамшичамал, которая стала его женой, его судьбою.
После двух лет работы в лесу надумали Шариповы сняться с насиженных мест и уехать на Север. Глава семьи сделал запрос, вскоре пришло приглашение. Так семья оказалась в Ямальском районе тогдашнего Ямало-Ненецкого национального округа. На новом месте Чангирей стал трудиться плотником на стройке, благо топор научился держать в руках с малых лет. Работал с присущим ему старанием, добросовестно, служил примером для других. И, разумеется, всегда получал заслуженные награды: грамоты, денежные премии.
Но, как говорят, в гостях хорошо, а дома лучше. По окончании контракта Шариповы твердо решили вернуться в род-ную деревню. Ни прелести Севера, ни высокая зарплата не могли их уже удержать. В 1983 году семья Шариповых вновь оказалась в Новонерде. Разве мог Чангирей променять озеро Иткуль, полное рыбы, на какой-то водоем в северных краях. А дети – двое сыновей и три дочери – остались в Яр-Сале, на своей родине. Все они получили образование, работают в различных сферах.
Часто вспоминает Чангирей абый своих боевых друзей, с кем несколько лет делил табак, ел из одного солдатского котелка, вместе вступал не раз в смертельный бой. Память утеряла многое, но сохранились имена фронтовиков. Несколько месяцев осталось до славной даты – 65-летия Великой Победы над врагом. Я пожелал старому солдату хорошего здоровья, успехов во всем и долголетия.
Сергей ШОВАДАЕВ
Фото автора