Медиакарта
5:12 | 27 ноября 2024
Портал СМИ Тюменской области

На волнах жизни

В очередной раз в России отметили День работников морского и речного флота. Мы в районе называем этот праздник попросту – День речника.

Флагман речной отрасли. И логично, что в канун профессионального праздника мы поспешили в Тобольский речной порт, чтобы поздравить руководство и трудовой коллектив предприятия.

Тобольский речной порт, руководит которым Виктор Зырин, не просто держится на плаву в любое сложное время, но ещё и регулярно побеждает во всероссийских конкурсах по различным трудовым показателям.

В Тобольском речном порту трудится порядка 450 человек. Техники у предприятия хватает. В нынешнюю навигацию работают два арендованных судна «РТ-623» и «РТ-606». Собственный флот насчитывает 13 единиц – это и самоходный флот, и несамоходный (плавкраны). В основном грузы возят в Ханты-Мансийский автономный округ. Их постоянный заказчик – «Газпром». Обслуживают и местные строительные компании. Грузоперевозки – основной вид деятельности порта.

Ещё одно направление деятельности предприятия – это обеспечение работы паромной переправы. Между двумя берегами реки Иртыш по маршруту «Тобольск – Бекерева» курсируют два парома – «СП-20» и «Тоболяк». Перевозят они и пассажиров, и технику. Паромная переправа больших доходов не приносит. Скорее этот вид деятельности можно назвать социальным служением тобольских речников.

По Иртышу на «Ярославце». Чтобы хоть немного хлебнуть речной романтики и погрузиться в трудовые будни тобольских речников, мы отправились на теплоходе «Ярославец» под названием «Виктория – 4» из акватории порта на речные просторы. Вслед нам кричали чайки. «Бывает, они смеются и даже лают. Забавные птицы», – сказал Максим Бронников, который сопровождал нас в пути и был своего рода нашим гидом. От него мы узнали, что «Ярославец» был сделан по проекту военного судна. У него было место под установку боевого орудия. Но теплоход перестроили и стали использовать исключительно в гражданских мирных целях. Наш «Ярославец» развозит работников предприятия по нужным точкам, доставляет регистров на суда, обслуживает тральные работы (он снабжён оборудованием, которое проверяет глубину и состояние дна).

«Ярославец» уверенно набирает ход, разрезая речную волну. На борту – капитан, рулевой-моторист, мы и наш сопровождающий. Максим Бронников рассказывает о себе. Выучиться в Тобольском рыбопромышленном техникуме по специальности «Судовождение на внутренних водных путях и прибрежном плавании» было его осознанным решением. В образовательной копилке Бронникова – неоконченная Московская академия водного транспорта. Речником он стал неслучайно. Его отец был флотским, братья – подводники. В навигации Максим ходил с 18 лет. Первая практика была на севере на речном толкаче. Вспоминает, что капитан его тогда многому научил. И когда они вновь сели за парты, преподаватели увидели перед собой возмужавших, серьёзных и более опытных молодых людей. В Тобольском речном порте он работает с 2005 года. За эти годы прошёл путь от матроса до капитана-механика. И два года, как попал в руководящий состав, но говорит, что по навигациям скучает. Вообще считает, что работа на реке – удел настоящих мужчин.

Журналисты – народ любознательный. Обходим теплоход. Заглядываем в кубрик, кают-компанию, просим Максима Бронникова ударить в рынду, начищенную до блеска. Отмечаем, что палубы на теплоходе выдраены так, что впору обувь снимать перед входом. С верхней палубы открывается такой вид, что дух захватывает. По левому борту проходим мимо Иртышского, зоны отдыха «Раздолье». Впереди нас маячит другое судно. Мы приближаемся к железнодорожному мосту. Капитан ловко вращает штурвал. Рулевой-моторист спускается в машинное, что-то проверяет и вновь поднимается на палубу. У них своя работа. А на общение с нами времени нет. Впрочем, уделить нам время они обещали, но лишь после того, когда судно пришвартуется.

Интересный у них экипаж – опытный в летах капитан и безусый юноша-практикант. У одного – колоссальный опыт и знания, у другого – молодецкая прыть и любознательность. А вместе они команда.

Плавучее государство. Капитан «Виктории – 4» Сергей Прокудин с Урала. Больших рек там нет. Но его с детства тянула речная романтика. В 1977 году поступил в Тобольске в речное училище. С тех пор и стал тоболяком. Работал на многих теплоходах, бороздил Обь-Иртышский бассейн. У жены отец был из флотских, так что она понимала, что такое навигация, и была готова к такому образу жизни. Предпоследним в его послужном списке был речной толкач «Григорий Петров». Но возраст своё берёт, решил уступить место молодым и перешёл на небольшое служебно-разъездное судно «Виктория – 4». Ему 57 лет, и вся жизнь на флоте. Теперь не только сам работает, но и молодёжь натаскивает, вроде как наставник.

Практикантам он говорит, что для первой навигации «Ярославец» в самый раз. А вот на будущий год ребятам неплохо бы попасть на транзитные рабочие теплоходы.

Обучает капитан флотскую молодёжь не только техническим премудростям, но и бытовым навыкам, которые в жизни им пригодятся. «На флоте парни должны всё уметь: и готовить, и палубу надраить, и красить, и дизели отремонтировать, и постирать. И мои парни этому всему обучены. Флотские парни – чистюли, так что их избранницам придётся им соответствовать. А на судне иначе нельзя, ведь это как маленькое плавучее государство», – рассуждает Сергей Прокудин.

Молодо – не зелено. Евгений Аллояров в Тобольском речном порту проходит практику. Женя – выпускник Надцынской школы. Когда встал перед выбором, где учиться дальше, пошёл в Тобольский рыбопромышленный техникум на специальность «Рулевой-моторист». На «Виктории – 4» он проходит всю навигацию с апреля по октябрь. Потом снова за парту. Но, несмотря на то, что он практикант, спрос с него как с состоявшегося специалиста. Как и капитан, он несёт 12-часовую вахту на судне.

«Из 20 моих сокурсников 12 проходят практику в Тобольском речпорту. Мне с капитаном повезло. Он всё объясняет. Я многому научился – лучше стал разбираться в двигателе. Научился правильно швартовать судно. Учёба – одно, а практика – другое. И она очень много даёт. В выбранной профессии ничуть не разочаровался. Нравится ходить по Иртышу», – говорит Евгений Аллояров.

Как говорят, плох тот солдат, который не мечтает стать генералом, вот и мы поинтересовались у Евгения, мечтает ли он стать капитаном. Юноша ответил уклончиво: «Пока не знаю. Ответственность большая. Возможно, дорасту до этого решения».

Автор: Анна Солнцева