Медиакарта
13:53 | 24 октября 2020
Портал СМИ Тюменской области

Автоматизированный контроль как один из механизмов управления внутренними казначейскими рисками

В современных условиях развития информационных систем, важнейшим направлением развития внутреннего контроля является система автоматизации внутреннего контроля и аудита. В этом направлении ведется активная работа органами Федерального казначейства.

Приоритетом развития автоматизированной системы внутреннего контроля является сокращение количества визуальных процедур внутреннего контроля для учета, обработки осуществляемых операций. Автоматизация процессов внутреннего контроля в отношении операций по обеспечению кассового исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации обеспечивается за счет применения прикладного программного обеспечения «Автоматизированная система Федерального казначейства» (далее – ППО АС ФК).

Ежедневно после совершения функциональных процессов и операций (в том числе по формированию документов) до завершения операционного дня специалистами отдела внутреннего контроля и аудита Управления Федерального казначейства по Тюменской области (далее – Управление) на основании данных ППО АС ФК осуществляется последующий автоматизированный внутренний контроль (далее - ПОВАК). При организации и проведении контрольных мероприятий в Управлении отдел внутреннего контроля руководствуется Стандартом осуществления последующего оперативного внутреннего автоматизированного контроля в территориальных органах Федерального казначейств, утвержденным Приказом Федерального казначейства от 26 декабря 2018 года № 437. ПОВАК представляет оперативный мониторинг операционного дня и содержит набор операций, направленных на осуществление анализа информации по показателям прохождения операционного дня.

 В целях исполнения выше указанного приказа Федерального казначейства с 01 апреля 2019 года отделом внутреннего контроля и аудита ежедневно формируется «Отчет по результатам ПОВАК за соответствующую дату» по 7 направлениям деятельности в ППО АС ФК в формате MS Excel:

I. Организация и осуществление учета поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределение между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации.

II. Организация и осуществление электронных расчетов в системе банковских расчетов.

III. Кассовое исполнение федерального бюджета.

V. Кассовое обслуживание исполнения бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета).

VI. Ведение бюджетного учета, составления и представления отчетности по операциям кассового исполнения федерального бюджета, кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, бюджета Союзного государства, бюджетных учреждений, автономных учреждений и иных организаций» по показателю «Своевременность предоставления оперативной отчетности в МОУ ФК».

VII. Кассовое обслуживание исполнения бюджетов государственных внебюджетных фондов.

VIII. Технологическое обеспечение деятельности.

Проведение ПОВАК в ППО АС ФК устанавливает соответствие деятельности отделов Управления требованиям нормативных документов по 122 операциям. ПОВАК выполняется после совершения процессов и операций, имеет последующий характер. Большинство установленных фильтров ПОВАК настроено на контроль соблюдения сроков обработки поступивших документов (платежные документы, расходные расписания, сведения о бюджетных обязательствах, банковские выписки, и иные документы) и на проверку своевременности проведения сверки операций с клиентами (направление справок, отчетов, выписок, приложений к выпискам и других форм отчетности).

Отчеты по ПОВАК размещаются на общедоступном сетевом ресурсе. Отчеты содержат информацию о количестве выявленных нарушений и наименование группировки показателей казначейского риска. Приказом Управления от 29 марта 2019 года № 115 «Об осуществлении последующего оперативного внутреннего автоматизированного контроля в Управлении Федерального казначейства по Тюменской области и назначении ответственных за формирование и регистрацию отчетов в ППО АС ФК» назначены ответственные специалисты отдела внутреннего контроля и аудита за формирование и регистрацию отчетов ПОВАК  и  начальники отделов,  ответственные за выяснение причин возникновения нарушений (недостатков), и принятия необходимых мер по устранению и минимизации неблагоприятных последствий нарушений (недостатков), предотвращению в дальнейшей деятельности аналогичных нарушений (недостатков).

В случае,  если по результатам контроля соблюдения срока обработки заявок по операциям областного и местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов; соблюдения срока обработки (формирования) иных документов, срок обработки (формирования) которых заканчивается  текущим днём, выявлено нарушение, которое можно устранить текущим операционным днем, то после формирования (переформирования) таких документов и устранения нарушения отчеты ПОВАК подлежат переформированию. Отчет о выявленных за предыдущий день нарушениях доводится до сведения руководства Управления служебной запиской начальника отдела внутреннего контроля и аудита в ППО АСД «ЛанДокс». Начальники отделов оперативно делают детальный анализ выявленных нарушений для того, чтобы принять меры по недопущению их повторения.

По состоянию на 1 июля 2020 года наиболее рискоемким направлением в работе Управления является кассовое обслуживание исполнения бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета).

Применение процедур последующего оперативного внутреннего автоматизированного контроля представляется более эффективным в сравнении с проведением визуальных процедур, поскольку автоматизированные контрольные действия:

- позволяют проверить весь массив документов текущего операционного дня, основаны на сплошном методе проверки;

- имеется возможность предотвращения части нарушений (недостатков), и снижения внутренних (операционные) казначейских рисков;

- менее трудозатратны.

В заключение следует отметить, что знание особенностей рабочего процесса на местах, позволяет отделу внутреннего контроля принимать активное участие в установлении соответствия деятельности отделов Управления требованиям нормативных документов  и процессу управления казначейскими рисками.

 

Козлова Л.В., главный специалист-эксперт отдела внутреннего контроля и аудита Управления Федерального казначейства по Тюменской области, Россия, г. Тюмень