Железнодорожная станция — это отдельный мир, с которым периодически каждый из нас имеет дело, отправляясь на поезде в дальнюю или ближнюю поездку. Но есть люди, которые находятся на «железке» всегда, они здесь работают. Каждый на своём месте.
Однажды и навсегда. Вот уж никак не тридцатилетним молодым человеком представляла я начальника железнодорожной станции Тобольск Николая Галайко, но бывают в жизни исключения.
Однажды и навсегда связал карталинский (Челябинская область) мальчишка свою судьбу с железной дорогой. И ничего удивительного! Пожалуй, трудно, живя в посёлке железнодорожников и ежедневно выслушивая за ужином о делах станции от родителей, сделать другой выбор.
Детство его прошло на станции. Вместо того чтобы бегать по улице, Коля уходил на станцию и с восторгом наблюдал, как рельсы уходили в небо, как перестукивались колёса прибывающего на станцию паровоза. И от этой картины дух захватывало, и не понимал он ещё того, что за привычным стуком колёс стоит огромная работа. Труд тяжёлый и ответственный.
К старшему классу у Николая Галайко уже сформировалась цель – стать профессионалом — железнодорожником. Настоящим. Умным.
Впрочем, надо сказать, что прочитанная в подростковом возрасте трилогия Драйзера про Фрэнка Каупервуда сыграла не последнюю роль в его становлении и стала своеобразным жизненным компасом. Отвергнув все сомнительные мотивы главного героя, он почерпнул главное – в жизни многое, если не всё, зависит от себя самого. И преодолел все ступени к профессии: вузовская программа, с третьего курса — работа регулировщиком скорости движения вагонов на станции «Екатеринбург-сортировочный», затем стал составителем поездов — руководителем манёвров (перестановка вагонов) и т.д.
Назначение начальником станции Тобольск Николай Галайко получил в декабре 2019 года. Его не испугала ответственность за организацию движения поездов, от приёма и отправления, за внедрение цифровизации, за судьбы 120 человек в штате, а всего в границах Тобольского узла занято 900 человек. В сутки в среднем через станцию Тобольск проходит около 25 пар товарных поездов. 15 пар пассажирских в сторону Тюмени и 13 — на север.
– Это моя повседневная работа, – говорит он. – Да, высокая зона ответственности, но это моё.
А ещё у молодого руководителя есть вера в свои силы, вера в свою команду профессионалов и, конечно, надежда на завтрашний день.
К слову, Галайко на железной дороге – династия. Супругу Николай выбрал тоже из этой сферы, а как же иначе! У них трое детей, и начальник станции уверен, что они обязательно продолжат династию. На том и стоят.
Хозяйка сердца станции. Мониторы размером в окно, а в них прямые и кривые всяких цветов, на столе телефоны разных мастей, и в трубках постоянно что-то щёлкает и завывает, и слышны переговоры среди шума подъезжающих и уходящих поездов...
Хозяйка этого мира, а точнее, сердца станции, – дежурная по вокзалу Мусифа Шагбанова.
Есть такая категория женщин – выносливых и спокойных. Что бы ни предложила судьба, они рассматривают, попробуют на зуб и обязательно одолеют. Мусифа относится именно к таким.
Она – натура благоразумная и работящая. Её карьера – это результат учёбы, трудов и ностальгии по раннему детству.
После школы в родном Тобольске не задержалась, уехала поступать в железнодорожный техникум в Свердловске, увозя с собой кроме двух сшитых у местной портнихи платьев воспоминания о смолистом запахе кедровых орехов и густом аромате сушёной рыбы.
Двери техникума легко открылись перед ней. А что? Аттестат что надо!
После годов учёбы диплом ей вручили вместе с адресом будущей работы — «Свердловск-Сортировочный». Она удивила сослуживцев, когда неожиданно для всех после трёх лет работы решилась уехать. По доброй воле бросила благополучный большой город и перебралась в Тобольск.
По её словам, по-другому и быть не могло. Всё у неё удалось: любимая работа и любимые дочери, обе пошли по её стопам — одна билетный кассир, вторая, Алина, после окончания того же Екатеринбургского техникума, работает бок о бок с мамой. Это она разъяснила нам, что означают разноцветные линии на мониторе.
– Красная линия значит, что поезд стоит, чёрная – свободный путь, а жёлтая — задан маршрут.
Так уж повелось в семье Шагбановых, что работать по 12 часов в сутки — норма. И то, что за столом в семейном кругу говорят опять же о работе, тоже. И им это нравится.
А работа требует не только 12-часового внимания, но и колоссальной ответственности. У Мусифы перед глазами – весь участок со стороны Войновки и со стороны Демьянки. Всё, что происходит на путях, – под её контролем: ей докладывают о готовности торможения и отправления, ей сообщают о приёмке вагонов. А когда надо, ей приходится принимать и срочные меры. Был в её жизни за 36-летний трудовой стаж случай, когда пришлось в течение часа организовать поездную бригаду, чтобы заменить в районе Сетово заболевшего машиниста.
– Это рабочие будни, – говорит Мусифа, отметая все слова по поводу того, что она молодец. И в этом она вся – женщина, которая всё в своей жизни сделала сама: принимала решения, ошибалась, делала выводы и добивалась успеха.