Медиакарта
5:52 | 7 мая 2024
Портал СМИ Тюменской области

Вспомнит кто-нибудь и о кундюмах

27 июля вступил в силу закон о региональных брендах. Он вводит в Гражданский кодекс новый самостоятельный объект интеллектуальных прав – «географическое указание».

Теперь «тульский пряник», «оренбургский пуховый платок», «вологодское масло» – не просто устойчивые выражения, но и потенциальные бренды.

– С 1992 года существует закон «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров», – говорит директор областного департамента потребительского рынка и туризма Александр Сидоров. – Но зарегистрировать какой-то продукт по этому закону довольно сложно. Во-первых, процесс занимает 18 месяцев, во-вторых, требует заключения министерства сельского хозяйства. В-третьих, согласно старому закону, весь цикл производства какой-либо марки должен находиться на территории одного региона. Возьмем вологодское масло. Оно должно быть получено из вологодского молока, которое должна дать корова, выкормленная на вологодских пастбищах. Сейчас все упрощается. Одна цепочка производства может находиться вне региона, например, речь идет о привозном сырье. Главное, чтобы само производство находилось в регионе. Процесс регистрации теперь будет занимать меньше времени, так что ждем подъема региональных брендов.

На данный момент, по словам Александра Анатольевича, в Тюменской области официально зарегистрирован один региональный бренд – «Тобольская резная кость» Тобольской фабрики художественных косторезных изделий.

Представители компании «Эра моря», базирующейся в Тюменском районе, подали заявку на регистрацию товарного знака «Тюменская пелядь».

– Уникальность этого продукта в том, что мальки нашей пеляди вырастают в естественной среде, – продолжает Александр Сидоров. – Плюс к тому, вкусовые качества рыбы обусловлены климатом нашей зоны. Тюменская пелядь обитает в холодной воде, соответственно, ее мясо более жирное и сочное.

А чем еще славится Тюменская область, есть ли у нас уникальные продукты и товары?

Глава областного департамента предполагает, что таким брендом может стать ишимский ковер. Подобную продукцию делали только у нас в регионе. Их ткут и сейчас, но это, скорее, штучное производство.

– Еще наш регион ассоциируется с термальными источниками, – говорит Александр Анатольевич. – Но это не товар, а услуга. Услугу же нельзя зарегистрировать, но можно – минеральную воду. При этом нужно доказать уникальность Тюменской минеральной воды, ее какого-то неповторимого состава, полезных качеств и свойств. Необходимо доказать, что она разительно отличается от похожих продуктов других регионов.

– В свое время мы активно продвигали кулинарный фестиваль «Пельмени Тюмени», – говорит директор городского департамента потребительского рынка Елена Еремина. – Почему бы кому-нибудь из наших производителей такой продукции не возродить бренд, который был популярен в Тюмени 150-200 лет назад?

Елена Михайловна говорит о старинном русском блюде, о кундюмах. Они похожи на пельмени, только их не варят, а томят в духовке. В Тюмени, по словам Ереминой, были популярны кундюмы с необычной начинкой: мясо и сало гуся, смешанное с гороховым пюре.

– За такой проект должен кто-то взяться, продвигать его, бороться на рекламном, маркетинговом фронтах, к примеру, создать историческую реконструкцию с помощью наших краеведов. Пока же он никому не интересен, – с сожалением констатирует Елена Михайловна.

Возможно, со вступлением в силу нового закона о региональных брендах найдутся желающие как восстановить старые кулинарные традиции, так и придумать что-то новое.

Автор: Константин Лубин