Медиакарта
15:23 | 19 марта 2024
Портал СМИ Тюменской области

О результатах деятельности Управления при осуществлении федерального государственного надзора в сфере защиты прав потребителей за 1-е полугодие 2020 года

Управление Роспотребнадзора по Тюменской области реализует полномочия в сфере защиты прав потребителей в трех направлениях: контрольно-надзорная деятельность, досудебная и судебная защита, деятельность в сфере информирования и консультирования.

В 1-м полугодии 2020 года Управлением в сфере защиты прав потребителей проведено 276 контрольно-надзорных мероприятий, в ходе которых выявлено 874 нарушения обязательных требований.

По фактам выявленных нарушений выдано 118 предписаний о прекращении нарушений прав потребителей, вынесено 228 постановлений о привлечении лиц к административной ответственности. Общая сумма штрафов, наложенных по итогам рассмотрения дел об административных правонарушениях по фактам нарушений законодательства в области защиты прав потребителей, составила более 1 млн. рублей.

С 14.04.2020 года в связи с вступлением в силу Постановления Правительства РФ от 03.04.2020 N 438 "Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" не проводятся внеплановые проверки, контрольные закупки на основании поступивших обращений потребителей. В целях профилактики нарушений обязательных требований Управлением в порядке ч.5 ст. 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" выдано 40 предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований.

В соответствии с п. 2 ч.2 ст. 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в целях информирования юридических лиц, индивидуальных предпринимателей по вопросам соблюдения обязательных требований Управление в адрес последних направлено 171 информационное письмо, в которых до сведения юридического лица, индивидуального предпринимателя доводится ситуация, с которой обратился потребитель и нормативно-правовые акты её регулирующие.   

В 1-м полугодии 2020 года в Управление по вопросам защиты прав потребителей поступило 2116 обращений потребителей, в том числе письменных - 1582.

Структура письменных обращений на протяжении последних лет принципиально не меняется, около 2/3 обращений касалось вопросов защиты прав потребителей при оказании услуг, 1/3 при продаже товаров. В тоже время в связи с ситуацией, связанной со всемирной пандемией по новой коронавирусной инфекций COVID-19, возросло число обращений в сфере оказания транспортных и туристских услуг.

 

В сфере услуг в 1-м полугодии 2020 года обращения касались:

- жилищно-коммунальных услуг – 592;

- транспортных услуг – 128;

- финансовых услуг – 98;

- услуг бытового обслуживания населения – 78;

- связи – 74;

- туристских услуг – 58;

- прочих услуг (подряд, юридические услуги, консультационные, развлекательные, спортивно-оздоровительные и т.д.) – 188.

 

В сфере торговли структура обращений представлена следующим образом:

- 280 обращений о нарушении правил продажи товаров (обращения связанные с приобретением товаров по образцам, дистанционным способом, с отсутствием или не предоставлением книги отзывов и предложений, отсутствием вывески, размещения недостоверной информации о товаре, его цене и т.д.)

- 188 обращений касалось вопросов качества непродовольственных товаров (мобильные телефоны, иные технически сложные товары, мебель, одежда);

- 17 обращения относительно продовольственных товаров.

 

Все поступившие обращения потребителей были рассмотрены в установленные законодательством сроки. 40% нарушений прав потребителей устранены в досудебном порядке. Сумма денежных средств, возвращенных потребителям в досудебном порядке, составила около 1,6 млн. рублей. По результатам рассмотрения обращений потребителей Управлением составлено более 40 протоколов об административных правонарушениях, в суд подано 63 исковых заявлений, выдано 36 предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований.

В 1-м полугодии 2020 года Управлением в рамках реализации полномочий по защите прав потребителей в судебном порядке в порядке ст. 47 ГК ПФ РФ в судах дано 123 заключения о нарушении прав потребителей. В пользу потребителей присуждено 12213,6 тыс. руб.

В защиту прав потребителей Управлением подано 66 исковых заявлений, в том числе 7 - в защиту неопределенного круга лиц.

По результатам рассмотрения судами гражданских дел в интересах потребителей в пользу последних присуждено около 1,6 млн. руб.

 

Информирование и консультирование

В рамках реализации полномочий по информированию и консультированию потребителей Управлением в 1-м полугодии 2020 году проведено 6 горячих линий, дано около 12 тыс. консультаций, в адрес потребителей направлено более 1 тыс. проектов и образцов претензий и исковых заявлений. Реализован план по проведению Всемирного дня прав потребителей прошедшего 15 марта 2020 года девизом «The Sustainable Consumer» - «Рациональный потребитель». 

Ведется работа по наполнению государственного информационного ресурса «Защита прав потребителей» (zpp.rospotrebnadzor.ru), который содержит исчерпывающую информацию по актуальным вопросам соблюдения потребительских прав и поможет в полной мере реализовать право на получение консультационной помощи. На сайте размещены образцы претензионных и исковых заявлений, решения судов, памятки, обучающие видеоролики и многое другое.

В сфере защиты прав потребителей Управлением размещено 513 информационных материалов в различных средствах массовой информации, в том числе на телевидении 11 видеосюжетов, 35 радиоэфиров, 467 публикаций в иных средствах массовой информации. 15 марта 2020 года проведена пресс-конференция, посвященная Всемирному дню прав потребителей и итогам деятельности за 2019 год.    

 

Обратиться за консультацией потребители всегда могут по телефону постоянно действующей горячей линии Управления Роспотребнадзора по Тюменской области: (3452) 20-86-66, а также в Консультационный центр на базе ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Тюменской области»: (3452) 68-48-94.

Часы работы Управления: Понедельник - Четверг: 9.00 - 18.00; Пятница: 9.00 - 16.45; Перерыв: 13.00 – 13.45.

Часы работы Центра гигиены и эпидемиологии: Понедельник - Четверг: 8.00 - 17.00; Пятница: 8.00 - 14.30; Перерыв: 12.00 – 12.30.