• Велопутешественники: Владислав Краснопёров, Данила Ковальчук и Дмитрий Истомин.
Недавно в редакции районки побывали студенты Данила Ковальчук, Дмитрий Истомин и Владислав Краснопёров. Они рассказали о своём десятидневном велопутешествии по Горному Алтаю.
Для Данилы и Дмитрия – это уже второе длительное путешествие. Первое они совершили по относительно простому для передвижения маршруту Тюмень – Пермь, за восемь дней ребята преодолели 1100 километров. Тогда же, по словам парней, у них родилась идея поехать на Алтай. Мыслью отправиться в дальнее странствие они заразили своего товарища Владислава Краснопёрова, у которого хоть и не оказалось опыта длительных велопутешествий, но были хорошая физическая подготовка и желание путешествовать. Владислав, немного подумав – стоит ли ввязываться в эту затею – согласился и, как он говорит, ни разу об этом не пожалел. Маршрут начался в Горно-Алтайске, куда ребята добрались на автомобиле. Пересев на велосипеды, аромашевские путешественники отправились дальше.
– Выехав из Горно-Алтайска, мы добрались до села Чой. Следующим пунктом маршрута стало поселение Артыбаш, расположенное на берегу Телецкого озера. Определившись на чём будем перебираться на другую сторону, мы устроили день отдыха. Хоть и проезжали мы меньше привычных расстояний в 100-120 километров в день, холмы и подъёмы нас изрядно измотали. Отдохнув в Артыбаше, на катере перебрались на другой берег озера, и тут цивилизация нас покинула и сотовая связь тоже. Дорога за Телецким озером – это каменистая тропинка с валунами и большим количеством ям. Во многих местах по ней пробегают горные речушки. Пришлось ехать очень тихо. Наша средняя скорость составляла около 9-11 километров в час. Из-за постоянной тряски не все узлы велосипеда выдерживали, и пришлось немного ремонтировать свой транспорт, хотя в целом во время поездки техника нас не подвела. На следующий день преодолевали перевал Кату-Ярык. Почти 15 километров пришлось толкать велосипеды вверх по горному серпантину, – рассказывает Данила Ковальчук.
Для сведения читателей скажу, что велосипед весит около 15 килограммов без снаряжения. Палатки, спальники, продукты, горелки для приготовления пищи – это ещё 15-20 килограммов. Но о том, что отправились в такой экстремальный вояж, путешественники не пожалели. Друзья сходятся во мнении, что если уж ехать на Горный Алтай, то именно за Телецкое озеро, там начинается всё самое интересное. Это не только экстрим, экзотика, но и невероятные красоты!
– Вдоль дороги разбросаны совсем маленькие деревни алтайцев, пять минут, и ты уже её проехал. Рядом с каждым домом стоит юрта. Поля местные жители не возделывают, занимаются животноводством и рыбалкой, многие работают на турбазах, обслуживают туристов. Есть маленькие магазинчики, типа ларьков. Цена на хлеб нас, мягко говоря, удивила: свежий стоит 100 рублей, 70 рублей – замороженный. Продуктами мы запаслись в Горно-Алтайске, а вот хлеб пришлось покупать, – продолжает рассказ Данилы другой путешественник – Дмитрий Истомин.
Двигаясь по маршруту, ребята встречали диких животных, были даже экстремальные ситуации. Об одной из них путешественники рассказали, смеясь, вспоминая пережитые эмоции:
– Когда ехали по гравийке, видели бегающих по обочине сурков. Вначале их было немного, потом становилось всё больше и больше. Очень даже милые животные, как нам показалось, а потом произошла одна история. Выехав на Чуйский тракт – федеральную трассу, идущую до границы с Монголией – мы остановились на берегу реки Катунь на ночёвку. Поставили палатки и легли спать. Просыпаемся от того, что кто-то грохочет кастрюлями, которые остались на поляне, стучит по палаткам. Мы находимся в разных палатках, что происходит снаружи – не понимаем: либо ветер шумит, либо кто-то ходит. Каждый думает: что делать? Потом выяснилось, что это сурки ловили кузнечиков и мотыльков и прыгали на палатки, где сидели насекомые. Выйдя, все обнаружили пропажу кроссовок. Сурки забрали обувь и разбежались в разные стороны. В час ночи ходили с фонариком по полю, искали кроссовки. Кое-как нашли. Хорошо, что далеко не успели унести. Сурки большие, становятся на задние лапы, поэтому, когда свет с трассы их осветил, мы даже вначале подумали, что дети какие-то пришли. Было жутковато.
Ребятам повезло в том, что им благоприятствовала погода. Если на Алтай обрушиваются ливневые дожди, горные речки размывают дороги, и по ним уже не проехать. Хотя в целом путешествие было непростым. За день велосипедисты проезжали примерно 60-70 километров, вместо запланированных 100. Из всего маршрута – 80 километров было только подъёма, то есть это расстояние парни прошли пешком, толкая велосипеды, потому что ехать было невозможно.
– Мы преодолели четыре перевала общей протяженностью около семи тысяч метров над уровнем моря. Не самый высокий, но резкий и опасный Кату-Ярык – с каменистой дорогой. Самый высокий перевал Горного Алтая – Улаганский, его высота 2080 метров над уровнем моря. Это особое, сакральное место для алтайцев. Здесь много деревьев, повязанных белыми ленточками, стоят тотемы в знак почитания и благодарности горным духам. Один из самых живописных алтайских перевалов Чике-Таман, название его переводится как «Плоская подошва» и Семинский перевал высотой 1717 километров над уровнем моря, – говорит Владислав Краснопёров.
Во время велосипедного путешествия ребята проехали 750 километров, увидели завораживающие своей красотой пейзажи Горного Алтая, получили незабываемые впечатления. Они уже строят новые планы, правда озвучивать их пока не хотят, но то, что будут новые маршруты и путешествия – не сомневаются!