Завтра в России отмечается День воинской славы. 5 декабря 1941 года началось контрнаступление советских войск под Москвой против фашистских захватчиков, и его можно считать прологом великой победы.
Материалы этой тематической страницы рассказывают о патриотическом воспитании и подготовке к воинской службе молодого поколения казанцев.
-*-
Поклонимся им низко
В этой заметке я хочу сказать несколько слов о ветеранах Великой Отечественной войны и ветеранах трудового фронта, с которыми лично знаком по военно-патриотической работе с молодёжью.
Мой рассказ будет о ветеранах, занявших активную жизненную позицию, а точнее, о тех, кто не молчит. О людях, являющихся живой историей нашего общества, примером мужества, стойкости и мудрости для более молодых поколений.
Почему именно о тех, кто не молчит?
Да потому, что рассказывать о войне очень трудно, почти невозможно, как невозможно передать запах горелой человеческой плоти, мяса, которое шипит на броне. А эти люди рассказывают о том, что было, переживая те страшные события вновь и вновь.
Мне хочется привести на первый взгляд незначительные отрывки из воспоминаний ветеранов, которым они сами отводят как бы второстепенную роль. Например, Владимир Тихонович Головачёв, который в свои 22 года имел уже три боевых ордена, звание капитана, командовал подразделением (это 150 человек), вспоминая о войне, обмолвился: «Я так толком пить-то не научился, поэтому свои положенные «наркомовские» отдавал солдатам».
Ветеран Великой Отечественной войны Николай Бонифатьевич Сидорук на встрече с юношами из ПУ-55 сказал: «Честно, когда бежал в атаку, думал, обидно будет, если убьют, ведь я до войны был не целованный, не балованный».
Ветеран Великой Отечественной войны Александр Спиридович Бушуев, который дважды безоружным попал под бомбёжку и расстрел с воздуха фашистскими лётчиками, говорил: «Когда они начали нас утюжить, мы с земли видели их смеющиеся рожи, а сами, как цыплята, израненные, разбегались кто куда и плакали от обиды и досады».
Ветеран трудового фронта Николай Васильевич Гуменных, будучи подростком, всю войну проработал в сельской кузнице, вспоминает: «Когда 9 мая я узнал про победу, то бросил работу и сделал то, что в течение всей войны считалось непозволительной роскошью: я убежал играть с мальчишками в лапту».
Именно такие непосредственные высказывания ветеранов дают нам, их потомкам, ясное представление о том, что такое война, и о том, какой неимоверно высокой ценой наш народ заплатил за победу.
Воспоминания ветеранов бесценны для нас и для будущего – для наших потомков. И в этот юбилейный год 65 годовщины победы в Великой Отечественной войне хочется сказать всем ветеранам огромное спасибо и поклониться им низко в пояс
-*-
«Дозоровцы» учатся военному ремеслу
Так уж повелось, что родители и дети часто делят школьные предметы на основные и второстепенные. Основными считаются математика, русский язык, физика, химия, литература и другие. А второстепенными – пение, физкультура, труд, ОБЖ (по старому НВП). К второстепенным предметам и относятся по остаточному принципу. Ну, получил мальчик двойку по «физре» – ничего страшного: с мальчишками во дворе мяч погоняет – вот тебе и спорт. У девочки двойка по «труду» – не беда: поможет маме дома на стол накрыть – вот тебе и домоводство… Ну а если мальчишки на уроке ОБЖ не выучили устройство автомата Калашникова – тоже ерунда: в армии всему научат. И лишь начиная взрослую самостоятельную жизнь, многие понимают, что именно эти так называемые второстепенные предметы на самом деле являются главными. Давайте для примера возьмём кадетский класс «Дозор» из Казанской средней общеобразовательной школы и посмотрим, какие знания и навыки приобретают ребята за два года занятий в этом факультативном классе. Содержание курса: первое – основы обороны государства; второе – основы тактической подготовки; третье – огневая подготовка; четвёртое – строевая подготовка; пятое – основы выживания в экстремальных ситуациях; шестое – военно-медицинская подготовка; седьмое – уставы ВС РФ; восьмое – основы военного законодательства, девятое – основы рукопашного боя; десятое – учебно-тренировочные сборы, одиннадцатое – оборонно-спортивный лагерь. Руководитель этого класса капитан запаса А.П. Мамонтов перечислил мне темы, которым он обучал своих курсантов всего лишь за один полевой выход (по времени это 6–8 часов) в выходной день: отделение (взвод) в походном строю; марш-бросок; передвижение боевых «двоек», «троек» в составе группы; управление групп жестами; ручная постановка противотанковых, противопехотных мин на местности; установка «растяжек» и сигнальных мин; визуальное обнаружение мин по демаскирующим признакам и с помощью щупа сапёра; кипячение воды на костре с помощью пластиковой бутылки и так далее. Нам остаётся только представить курсанта класса «Дозор» и его сверстника, не обучавшегося военному ремеслу. Как вы думаете, кто из них выживет, окажись они, не дай бог, в районе боевых действий? Вот и получается, что «второстепенные» предметы не просто важны, а жизненно необходимы. Шестнадцать бывших дозоровцев уже стали или вот-вот станут офицерами Российской армии, двадцать два бывших воспитанника А.П. Мамонтова, отслужив в Вооружённых силах срочную, остались служить по контракту. Я не стану перечислять успехи класса «Дозор» в соревнованиях и конкурсах за 2009-2010 годы. Скажу лишь, что в Тюменской области движение «Юные ратники» объединяет более четырёх тысяч подростков – это более двухсот классов. В каждом из этих классов очень серьёзно относятся к строевой подготовке, но, несмотря на такую огромную конкуренцию, именно «Дозор» стал первым на областном смотре среди почётных караулов. Это большая и заслуженная победа, с которой нужно поздравить руководителя класса «Дозор» А.П. Мамонтова и его курсантов. «Хочешь мира – готовься к войне», – гласит народная мудрость. Вот и "дозоровцы" учатся настоящей мужской профессии. Профессии – Родину защищать.
--**--
Служить в погранвойсках почётно и престижно
Пограничные войска – это элита вооружённых сил России. Быть пограничником всегда почётно. В России пограничники первыми перешли на контрактную службу, и теперь служить в пограничной службе ещё и престижно – это и достойное денежное содержание, и большие социальные гарантии, и уверенность в завтрашнем дне.
Обо всём этом корреспондент газеты Фёдор Медянко беседует с заместителем начальника отдела по воспитательной работе подполковником Алексеем Константиновичем ПАЗНЯКОМ.
ажите, как можно поступить на военную службу?
– Поступить на военную службу по контракту в пограничные органы имеет право гражданин Российской Федерации в возрасте от 18 до 40 лет, имеющий образование не ниже среднего. Кроме того, он должен соответствовать медицинским и профессионально-психологическим требованиям военной службы. А обратиться он может в пограничный орган или в территориальный орган безопасности по месту жительства.
– А на какое вознаграждение может рассчитывать человек, поступивший на службу?
– Принятые на военную службу обеспечиваются денежным содержанием (оклад по военной должности и оклад по военному званию), единовременным денежным вознаграждением по итогам года в размере трёх окладов по воинской должности и военному званию. Кроме того, военнослужащему выплачивается премия за образцовое выполнение воинского долга в размере трёх окладов, ежегодная материальная помощь в размере двух окладов, а также ежемесячная надбавка за сложность, напряжённость и специальный режим военной службы. Предусмотрен основной отпуск от 30 до 45 суток (в зависимости от имеющейся выслуги лет), время на проезд к месту проведения отпуска увеличивается до 15 суток. Проезд к месту использования основного отпуска и обратно бесплатный для военнослужащего и членов его семьи. Военнослужащий обеспечивается бесплатной медицинской помощью, лекарствами, изделиями медицинского назначения по рецептам врачей, санитарно-курортным лечением и организованным отдыхом в санаториях, домах отдыха, пансионатах, его дети – в детских оздоровительных лагерях (военнослужащие оплачивают 25%, а члены их семей – 50%).
Военнослужащие, заключившие контракт, становятся по желанию участниками накопительно-ипотечной системы и через три года после включения в накопительно-ипотечную систему имеют право на заключение договора целевого жилищного займа для приобретения жилого помещения.
Им также предоставляется ежемесячная денежная компенсация за наём жилых помещений в случае отсутствия служебного жилья. Все военнослужащие имеют возможность обучаться в государственных и муниципальных образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования по истечении трёх лет военной службы. Военная служба засчитывается в непрерывный стаж работы, учитываемый при выплате пособий по социальному страхованию. И, наверное, всем ясно, что военнослужащий имеет право на пенсионное обеспечение и льготы.
– А сколько времени уйдёт на сбор документов, прохождение необходимых медкомиссий, проверок, тестов и так далее?
– Тут многое зависит от самого желающего заключить контракт. Могу лишь сказать, что отбор претендентов ведётся строго и занимает минимум 5-6 месяцев.
– Что бы Вы могли посоветовать выпускникам школ, решившим стать офицерами?
– Скажу, что институты ФСБ России пограничного профиля есть в Москве, Голицыно, Калининграде, Кургане, Хабаровске, Анапе. А с 2007 года в нескольких институтах ФСБ России, в том числе и Курганском, организованы потоки подготовки по очно-заочной форме обучения со сроком обучения 7 лет. Схема следующая: первый год обучения – по очной форме с изучением базовых общепрофессиональных и специальных дисциплин; со второго года по седьмой год обучения – по заочной форме, с зачислением слушателей на военную службу (на должности прапорщиков) по контракту, заключённому на время обучения, в пограничные органы ФСБ России.
Командование пограничной службы в селе Казанском в ближайшее время планирует организовать встречи с учащимися школ района. На этих встречах офицеры погрануправления ФСБ России подробно и детально расскажут о службе пограничников и смогут посоветовать ребятам, какие предметы нужно «подтянуть» для поступления в военные учебные заведения.
Материалы страницы подготовил Фёдор МЕДЯНКО
Фото автора