Вера Константиновна Филимонова – педагог с почти сорокалетним стажем, которому пришлось учить сельских ребятишек в тяжёлое военное и послевоенное время
Великая Отечественная война стала огромным испытанием для советского народа. Ковали Победу на фронте и в тылу. Здесь важен вклад каждого – и солдат, и партизан, и медсестёр, и колхозников – всех, кто старался помочь Родине отстоять свободу, прогнать врага с её земель.
Особое слово – о советском учителе
«Советский учитель, -- писали в газете «Правда» от 16 декабря 1944 года, -- делит с командиром Красной Армии честь и славу Победы в Отечественной войне». И это не преувеличение. Педагоги того времени показали яркие примеры понимания своего гражданского долга. «Никаких скидок на военную обстановку!» -- таков был их лозунг. Огромную нагрузку несли учителя в тылу. Заменяя педагогов, ушедших на фронт, они с максимальной отдачей, боролись за осуществление всеобуча, вместе с детьми трудились на колхозных полях, в цехах фабрик и заводов. Немало таких, преданных своему делу, сельских учителей работало в войну на викуловской земле. Они справлялись со всеми трудностями, шли вперёд, развивались сами и учили деревенских ребятишек. Это были мудрые наставники, патриоты своей страны.
Все эти слова можно сказать о Вере Константиновне Филимоновой (Пархоновой). Она родилась в 1925 году в деревне Верх-Спирихе Абатского района в семье украинцев-переселенцев. Всю жизнь трудилась учителем начальных классов. Большую её часть проработала в начальной школе деревни Бурмистрово Викуловского района. Начало её трудовой деятельности совпало с Великой Отечественной войной: голод, разруха, опустевшие деревни, тяжёлый физический труд. Но она с честью справилась с возложенной миссией. Её педагогический стаж равен 38 годам, почти сорок лет! А учителем она стала, когда ей было всего пятнадцать…
Не до игр было в детстве
Уже в преклонном возрасте Вера Константиновна написала для своих потомков автобиографию. Это рукописный труд со множеством страниц, целая книга. Здесь описано всё – и печали, и радости сельской учительницы. Читать их интересно не только людям, знавшим её лично, но и другим. Потому что здесь нашли отражение все основные исторические события её эпохи – коллективизация, война, перестройка…
Родители Веры, Константин Миронович Матюк и Василиса Мироновна Пархон, поженились на Украине перед отъездом в Сибирь. Сюда ехали в 1910-ом за лучшей долей: из-за непосильно труда на помещика и скудного собственного клочка земли. Как и все поселенцы, выкопали землянку и начали обзаводиться хозяйством. Через два года родился сын Иван, ещё через два – Степан, затем Ефим, Софья (Зоя), Пётр, Вера и Маруся. Играть детям было некогда. С малых лет вынуждены были работать. Родители развелись, Василисе Мироновне было тяжело поднимать детей. Она мечтала, чтобы кто-то из них получил образование.
Как только эта семья выживала, неизвестно, ведь ниоткуда не получала ни копейки, да ещё и налоги нужно было платить. «Даже теперь блазнится, как нарядчик верхом на лошади подъезжал к окну и кричал: «Тётка Василиса! Несите деньги в правление. Приехали налог собирать!» - вспоминала Вера Константиновна. – У нас в семье ничего не покупали, только соль, спички, мыло, керосин -- денег не было…»
До 1932-го года школы в деревне не было, только вечерняя – «ликпункт». Позже организовали школу на дому у Вериного дяди. Девочке хотелось учиться, ей было семь лет, а принимали только с девяти. Пришла в школу, плачет – просится учиться. Дядина жена упросила учителя, чтобы взял. Скамеек на всех не хватало, бывало и такое, что Вера стояла около стола на ногах целый урок. Никто тогда бы и не подумал, что скоро эта девочка из бедной многодетной семьи сама станет учительницей…
Близкие делали всё, чтобы Вера выучилась
С братишкой Петей Вера училась в одном классе, начиная с третьего по седьмой. Сидели всегда за одной партой. Сумка, сшитая из холста, была одна на двоих. В этой сумке был один комплект книг, одна чернильница. Только тетради и ручки у каждого свои. В 1936-ом окончили четвёртый класс. Мама и старшие братья решили отправить их в Ощепковскую неполно-среднюю школу.
«На всю жизнь запомнились мне мамины слова, -- вспоминала Вера Константиновна. – Принесла я ягод костянки, сижу и в пол-литровую бутылку складываю их, готовлюсь к отъезду. Приходит тётя Мария, мама говорит, шутя, на украинском: «Хочу я свою Вируньку выучыты на вчитыльку, шоб она ны ходыла на фирми за тылятами, а шобы сыдила за столом там, дэ добры люды сыдять». Сбылись мамины слова. Благодарю и маму, и братьев своих, что учили меня…»
Веру и Петю пристроили на квартиру. Ей было 11 лет. Пищу готовила сама, отапливала дом, так как хозяйка с утра до вечера работала дояркой на ферме. Сухих дров не было, только сырник. Домой ходили пешком раз в месяц за 25 километров. Хотела бросить школу, но мама не разрешала, и братья уговаривали. С собой увозила хлеб, молоко, иногда мясо. Спустя полвека Вера напишет:
«Когда нас в седьмой класс перевели, Ефим и Степан окончили курсы комбайнёров. Мама стала веселее и бодрее чувствовать себя. Сыновья стали зарабатывать и хлеб, и деньги. А до этого я думала, что наша мама смеяться не умеет».
Во время весеннего бездорожья Вера не уходила домой, жила в интернате. Однажды в мешке с сухарями, отправленными из дома, нашла дохлую крысу. Кроме сухарей, больше поесть нечего было. Три дня ходила голодом. Написала домой письмо, рассказала об этом. Брат Степан уже работал в другой деревне. Пришёл пешком за 50 километров, в распутицу, принёс сестре шесть булок хлеба.
Спустя недолгое время, он трагически погибнет. Начнётся война, убьют на фронте остальных троих братьев: Ивана, Ефима, Петра…
После школы – сразу в учителя
После восьмого класса учиться дальше у Веры не было возможности, смерть Степана оставила неизгладимый отпечаток в душе. Стала искать себе работу в Абатске. Думала, может техничкой или секретарём возьмут. В столовой спросила - работники не требовались. Вышла из столовой, увидела вывеску «РОНО». Решила зайти, не имея понятия, что это за организация. А ведь это был Районный отдел народного образования.
«И потекли у меня слёзы в два ручья по щекам. Рассказала женщинам о трагедии в нашей семье. Они поговорили между собой и предложили поработать учителем», - напишет потом Вера Константиновна в своей книге.
Заведующая позвонила директору школы, где училась Вера, спросила, сможет ли она, и он ответил, что сможет. После этого в течение лета Вера проучилась с учителями-заочниками, в августе получила направление на работу.
«Думала: «В чём же я пойду?», - писала Вера Константиновна. – На мне чёрное сатиновое платье и яловые сапоги из самодельной скотской кожи, твёрдые, пятки смозолены. В такой одежде стыдно появиться в культурном обществе. Ну а кто же на меня наденет хорошие вещи? В чём есть, в том и пошла».
Девочка, только пришедшая со школьной скамьи, на все вопросы педагога тянула руку, проявляя лучшие знания, чем у заочников. В августе пришла в РОНО за приказом. Попала в Битиинскую школу, недалеко от родной Верх-Спирихи. Дали второй класс, где учились 22 ученика. Молодому учителю коллеги старались помочь. В сороковые годы учителя пользовались авторитетом.
Работала Вера Константиновна на совесть. Каждую тетрадь проверяла по три раза, чтобы не пропустить ошибку. Но уже на следующий год пришла страшная весть – началась война.
«За зиму я подкопила немного деньжат, - рассказывала учительница. – Купила себе необходимые вещи. Приехала в Верх-Спириху, довольная своей судьбой и работой. И вдруг – война. Приехал из Назарово председатель проводить митинг. В те годы наши деревни не были радиофицированы. Мама упала на кровать и запричитала: «Вырастила я четырёх сыновей. Одного похоронила, остальных заберут и убьют…» 24 июня в Верх-Спириху привезли 14 повесток. Подчистили мужичков самых молодых и здоровых…»
Она словно предчувствовала горе. Настало трудное время для всех. Учителя сами полностью отремонтировали школу, подвезли дрова. Затем пошли работать в колхоз, с учениками трудились на полях: рвали лён, горох, копали картошку. После уроков бригадир посылал на сушилку зерно сушить, веять. В выходные также работали.
«И по комсомольской линии доводили непосильные поручения, - писала Вера Константиновна. – В определённое время собрать со своего участка с населения десять пар варежек, 15 шерстяных носков и другое. А кто их нам навязал? Сами колхозники ходили босиком. Зимой каждому комсомольцу дали поручение – обучить двухгодовалого быка, чтобы на нём пахать вместо коня. Старшие ученики ходили со мной на ферму, и мы обучали бычка».
В 1943-ем году Вера перевелась в Верх-Спирихинскую начальную школу, поближе к маме и сёстрам. В деревне ставили их семью в пример: «Все знаем, в какой бедности Василиса Мироновна воспитывала своих детей, без мужа, в такие трудные годы. И что мы видим? У неё в семье два комбайнёра, два учителя, и остальные дети учатся…»
Оставила добрый след на родной земле
Потекли учительские будни. В 1944-ом Вера заочно окончила Ишимский педагогический техникум. Работать учителем нравилось. Позже её назначили заведующей школы. Во время войны её семья потеряла всех мужчин, но женщины держались, не сдавались. Вера старалась оправдать ожидания, которые при жизни возлагали на неё любимые братья.
Замуж Вера вышла в 22 года за Григория Филимонова из Заборки Викуловского района. Переехали в эту деревню, устроилась в Заборскую школу. Вспоминала, как в 1947 году пришлось в четвёртой четверти одной работать с четырьмя классами, в две смены голодом…
В браке у Филимоновых родилось пять детей: Пётр, Иван, Надежда, Николай, Нина. Декретный отпуск длился месяц до родов и месяц после родов. Пришлось на время забыть о работе – не на кого было их оставить. Стала заниматься воспитанием деток и шитьём. Возобновила педагогическую деятельность в Бурмистровской начальной школе, где на протяжении шести лет также работала одна в две смены. В 1975 году вышла на пенсию, но ещё три года работала в школе, пока её не закрыли. За долгие 38 лет работы обучила грамоте несколько поколений детей.
Веры Константиновны Филимоновой не стало в апреле 2012 году. Ей было 87 лет. Она оставила после себя добрую память. При жизни старалась всем помогать по возможности, не конфликтовать с окружающими, своих детей и учеников учила дружбе. «Учителя должны личным примером воспитывать и детей, и население, - считала она. – Чтобы уважали и старые, и малые».
Вот такими они были – советские учителя середины прошлого века. Отдавали себя труду и семье без остатка, жили по совести и нравственным принципам. Пройдя через все трудности обучения перед войной, они потом ценили свою профессию, работали с душой. Сейчас, в наши дни, для многих такие педагоги как Вера Константиновна – эталон справедливости и трудолюбия. Пример того, как можно выучиться, не имея больших денег, хороших связей, добротной одежды, комфортных условий проживания. Главное – было бы желание стать грамотным, выйти в люди, трудиться на благо родного края…
Фото из семейного архива