Медиакарта
10:27 | 7 мая 2024
Портал СМИ Тюменской области

В доме чисто – значит, поработали веником

В доме чисто – значит, поработали веником
09:26 | 06 декабря 2010
Источник: Слава труду

Районная комиссия по делам несовершеннолетних регулярно проводит рейды по населённым пунктам района. Последний был направлен на посещение социально неблагополучных семей, в которых воспитываются несовершеннолетние дети.

В назначенное время рейдующие – ответственный секретарь по делам несовершеннолетних и защите их прав Е.Н. Симонова, инспектор по делам несовершеннолетних Е.О. Коновалова, социальный педагог КЦСОН Н.В. Сырятова и автор этих строк собрались в салоне ГАЗели.

По предложению Елены Николаевны, рейд решили начать с посещения двух семей, проживающих в районном центре. Микроавтобус трогается, и через несколько минут первая остановка. Здесь в небольшом доме проживает многодетная мама, которая на одном из заседаний комиссии получила предупреждение о необходимости в срочном порядке приобрести дрова. На улице-то мороз уже, а семья, где четверо малышей, ни единого полешка к зиме не запасла. Сейчас у увлекающейся спиртным родительницы детишки на время изъяты и находятся в семейно-воспитательной группе.

Двор встречает нас тишиной, на дверях дома большой замок. Вообще-то другого и не ожидали. Мамаша-то, судя по пустому дровянику, позаботиться о дровах не соизволила. Как показываться на глаза членам комиссии, коли не выполнила обещание? Куда проще закрыть дом на замок и отсидеться где-нибудь.

Отправляемся на соседнюю улицу, где живёт другая многодетная пара. Несколько дней назад маму этого большого семейства на заседании комиссии оштрафовали на 500 рублей за ненадлежащий уход за детьми и антисанитарные условия в доме. Молодая женщина оправдывалась тем, что в семье пятеро детей, хозяйство (корова и свиньи), и она не может за всем уследить.

Признаться, доводы показались не очень убедительными, ведь во многих сельских семьях родители растят и воспитывают не меньше детей, содержат куда больше живности на подворье, и при этом в доме у них идеальный порядок и ребятишки ухоженные.

И вот мы на месте. Поднимаясь на крыльцо, замечаем относительную чистоту – поработали веником. Заходим в дом – здесь тоже наведён порядок.

– Вот видите, стоило приложить немного усилий, и в доме совершенно другой вид. Ведь можете же, когда захотите, – с ходу замечает инспектор по делам несовершеннолетних Евгения Олеговна.

Действительно, было чисто: полы помыты, на кухне наклеены обои, постелен линолеум. Из всех детей дома была только одна из младших дочерей. Тоже чистенькая, в аккуратном платьице. Словом, как и должно быть.

Вообще взрослые должны понимать, что ребёнок, как губка, впитывает всё, что происходит в семье. Если в доме, где он растёт, всегда грязно, члены семьи ходят в неопрятной одежде, то в будущем для него такое состояние вполне может стать нормой жизни. Не думаю, что родители желают, чтобы их любимое дитя выросло неряхой.

Нашей героине стоит над этим тоже задуматься. Сейчас самому старшему её ребёнку 12 лет, и, на мой взгляд, на него вполне можно возложить посильные обязанности: мытьё посуды, уборку дома. Таким образом родители «поймали» бы сразу двух зайцев. Во-первых, в квартире был бы порядок, во-вторых, ребёнок приучался бы к труду, а вместе с тем и к чистоте.

Покидая дом, изменившийся в лучшую сторону, хотелось надеяться, что и в дальнейшем семья будет стараться содержать своё жильё в чистоте.

Наша ГАЗель мчится в следующий значащийся в плане населённый пункт. У сидящей рядом Натальи Викторовны интересуюсь, насколько действенны подобные посещения. Социальный педагог поделилась, что в большинстве случаев ситуация меняется в положительную сторону. Правда, не всегда, потому что горе-родители встают на путь истинный чаще из-за боязни изъятия детей из семьи, лишения родительских прав. Как говорится, срабатывает материнский инстинкт. Несомненно, есть и те, на которых визиты членов комиссии вообще никак не действуют. В таких случаях предпринимаются иные, более жёсткие меры.

Минут через десять доезжаем до нужной деревни. Цель приезда – узнать, как молодая семья обосновалась на новом месте жительства.

По дороге Е.Н. Симонова комментирует:

– Супруги раньше жили в Аромашево. Условия проживания были ужасными. В тесной однокомнатной избушечке ютились пять человек: дедушка с бабушкой и молодые супруги с маленьким ребёнком. О том, что данная семья оказалась в трудной жизненной ситуации, члены комиссии узнали от их соседей. После телефонного звонка были предприняты необходимые меры – семье выделили лучшее жильё в другом населённом пункте. Сейчас узнаем, как живётся им сегодня.

Дома мы застали только отца семейства. По его словам, жена с сыном уехали в районный центр. Мужчина поделился, что живут они нормально.

– Тепло, просторно. Есть где побегать, порезвиться сыну, – довольно рассказывает он. – Весной планируем начать в доме ремонт. Необходимо потолок подлатать, ограду на улице. Мы с женой нашли здесь работу, трудоустроились на местную ферму. Всё у нас хорошо.

В последнем в списке населённом пункте побывали у двух братьев. Со слов членов комиссии, раньше они находились на учёте ПДН. Сейчас братья достигли совершеннолетия, а один из них уже имеет семью, ребёнка. Тем не менее члены комиссии постоянно интересуются их судьбами. Вот и нынче решили по пути заехать, чтобы узнать, сумели ли они подготовиться к зиме.

Судя по реакции братьев, можно было понять – приезд районных гостей для них дело привычное. Молодые люди рассказали, что дрова приобрели, успели уже расколоть и сложить в дровяник. На этом наш рейд завершился, ГАЗель двинулась обратно в районный центр.

– Сегодняшняя поездка прошла без эксцессов, даже немного непривычно, – заметила инспектор по делам несовершеннолетних.

Да, нынешний рейд получился спокойным, без историй, связанных с пьяными мамашами и папашами, без страданий детей. Хотелось бы, чтобы в будущем это вошло в добрую традицию.

Л. ГИЗАТУЛЛИНА


КАК ЭТО ПРОИСХОДИТ В ДРУГИХ СТРАНАХ

• Первый суд по делам несовершеннолетних был создан в Австралии в 1890 году. Сегодня ювенальные суды действуют более чем в 60 странах мира.

• Прямая обязанность врачей, педагогов и воспитателей – сообщать в социальную службу или полицию о случаях насилия над ребёнком в семье. После сигнала в течение 48 часов социальные работники расследуют дело и вступают в контакт с семьёй. Расследование предполагает врачебное и психологическое освидетельствование ребёнка, причём разрешения родителей не требуется. По окончании расследования социальная служба обязана предложить помощь – психологическую и социальную поддержку. И только когда улучшений нет, а угроза жизни ребёнка сохраняется, принимаются меры по изоляции. Это может быть помещение ребёнка в приют или вынуждение виновного родителя покинуть дом.

КАК ЭТО ПРОИСХОДИТ У НАС

С. АГАПИТОВА, уполномоченный по правам ребёнка в Санкт-Петербурге:

– У детей должна быть возможность сообщить о насилии, в том числе и со стороны родителей. Конечно, по первому звонку ребёнка не стоит мчаться и наказывать маму с папой. Эта информация должна привлечь внимание к семье, чтобы изучить обстановку и решить, насколько жалоба обоснована. Иначе кто поможет ребёнку, если источник опасности – его собственные родители? Обычно о насилии становится известно, когда ребёнок уже покалечен морально и физически. Естественно, ситуация не должна доходить до абсурда, когда ребёнка отдают в интернат потому что его шлёпнули по мягкому месту.