Кто хоть раз бывал в кузнице, никогда не забудет её уникальную, непередаваемую атмосферу: жар горна, рыжие искры, отскакивающие от наковальни при каждом ударе молота, шипящее масло. Но, оказывается, настоящий кузнец может создавать шедевры и без мастерской. Именно о таком «левше» пойдёт сегодня речь.
Семейный подряд. Рифат и Ильсияр Мусаллямовы пять лет назад переехали из Екатеринбурга на историческую родину супруги - в Аслану. Сюда же «захватили» и своё увлечение. Да-да, вы не ослышались! Ильсияр Харисовна «болеет» кузнечным делом не меньше мужа, но не с молотом в руках, а с карандашом - рисует эскизы, придумывает декоративные элементы и оформление.
Начала эту металлическую сагу дочь Светлана в столице Урала. Сначала она увлеклась рукопашным боем, получила оранжевый пояс, но как-то по телевизору увидела объявление о наборе в школу каскадёров и решила сменить профиль. Занятия проходили на базе свердловской киностудии, там девушка и познавала азы фехтования. Всё бы ничего, да мечи оказались очень тяжёлыми для девичьих рук. Рифат Гафиятуллович спросил тренера, можно ли заниматься со своим реквизитом, тот ответил положительно. Так был изготовлен первый меч из титана - лёгкий и удобный. Потом мастер выковал для дочери ещё несколько тренировочных орудий, а перед очередными соревнованиями его попросили сделать 20 шпаг.
- Заказ был большой, но новое увлечение так затянуло, что я выполнил его за три дня, - вспоминает мой собеседник.
Доспехи своего размера. Были и другие заказы. Одним из самых запомнившихся кузнецу оказался меч, который на соревнованиях подарили журналисту из Екатеринбурга. Это был очень красивый экземпляр, с гардой и навесом, отлитыми из бронзы.
Ещё один крупный проект - латы средневекового рыцаря. Полностью функциональная металлическая защита, на изготовление которой ушло 3,5 месяца.
- Все элементы делал под свой размер, получились удобные и лёгкие, весили всего 25 килограммов, - поясняет Рифат. - Теперь они украшают кафе, стилизованное под старину.
Кузнец давно сбился со счёта своих творений, ведь их уже не один десяток. Племяннику была подарена японская катана, несколько мечей стоят в одном из магазинов Екатеринбурга, подсвечники - в Ставропольском крае, шашки отправились в Мурманск.
Часть изделий находятся в историко-культурном центре «Казанский» села Покровка, в Тюмени, Краснодарском крае, Казани. И в асланинском музее хранится один из шлемов мастера.
Горн из диска. Самое интересное, что кузницы у Рифата никогда не было - не хватало средств и подходящих помещений. В предыдущем жилье под это дело оборудовал кочегарку, утеплил её и после работы занимался там. Сейчас же приходится мастерить на улице.
Куёт он не на наковальне, а на большой кувалде, отбивает вручную. Горн, правда, есть, но самодельный - из остова стального стула, колёсного диска и куска трубы, куда нагнетается воздух.
Кузня, конечно, в мечтах. Тот же токарный станок прикупить не мешает - за каждой мелочью приходится к кому-то обращаться, а ведь Рифат сам по специальности токарь. Но, несмотря на неудобства, с увлечением расставаться не намерен. Недавно сделал меч викинга, а жена подсказала, что к нему можно изготовить подставку в виде молота Тора. Теперь умелец хочет дополнить композицию щитом и шлемом.
- Самый трудоёмкий процесс - это выбивание сферы у шлемов и доспехов. На специальном станке это час работы, а ручным бойком с шариком на конце - несколько дней, - поясняет мастер.
Не менее трудоёмкое дело - плетение кольчуги. По словам моего собеседника, он как-то делал бармицу - кольчужную защиту для шлема. Но больше возвращаться к этому не собирается, потому что работа очень тяжёлая, нудная и долгая.
По заказу. Закалкой и заточкой Рифат не занимается принципиально. Говорит, его часто просят сделать красивый нож, а это холодное оружие, так что приходится отказывать. Его изделия, по сути, интерьерные изыски. Мечи с одной стороны полируются, а с другой остаются в черновой обработке. Так как это сувениры и в основном висят на стене, то большего и не нужно.
Заказчики подарков часто просят сделать памятную надпись. Для этого у кузнеца припасён гравер, но на металл он наносит не только поздравления и пожелания. Вот на клинке надпись арабской вязью: «Не война, а мир». Кстати, чтобы правильно изложить мысль, пришлось сходить к мулле, который показал верное написание. А вот на шашке донских казаков цитата Цицерона: «Среди оружия молчат законы».
Своему увлечению Рифат Гафиятуллович посвятил 20 лет жизни и ни капли об этом не жалеет. Даже сейчас, работая водителем в одном из молокозаготовительных кооперативов и проводя много времени в разъездах, он старается быстрее вернуться домой и заняться любимым делом.